СРО по интересам

1303-11Система саморегулирования в строительстве на сегодняшний день ориентирована на некие усредненные нормы, которые саморегулируемые организации должны выполнять в обязательном порядке. В свою очередь, выдача свидетельств о допуске также производится на основе общих условий, прописанных в Градостроительном кодексе РФ.

Между тем, большая часть саморегулируемых организаций объединяют компании с самым различным профилем деятельности: от тех, кто специализируется на жилищном строительстве, до тех, кто занимается возведением объектов энергетики. В итоге складывается ситуация, когда допуски к работам, для выполнения которых необходимы компетенции абсолютно разного уровня, выдаются на одних и тех же основаниях.

При этом очевидно, что осуществление строительной деятельности в отдельных отраслях требует наличия особых знаний и умений, специфического опыта и серьезной материально-технической базы. Пока из всей массы отраслей на законодательном уровне выделены только объекты использования атомной энергии. Ярким примером такого обособления может служить Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 года № 207, в котором, фактически, все объекты разделены именно по принципу использования атомной энергии.

В период становления системы саморегулирования в строительстве данный аспект не рассматривался как вопрос первостепенной важности, однако, с течением времени стало очевидно, что практику отраслевой дифференциации имеет смысл распространить и на другие виды объектов.

Сегодня организации с допусками на определенные виды работ могут участвовать в конкурсах вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов, на которых эти работы должны производиться. Вместе с тем, довольно очевидно, что некачественное выполнение одних и тех же работ применительно к жилым сооружениям, топливно-энергетическим или электроэнергетическим объектам может иметь негативные последствия несопоставимого уровня и масштабов. Исходя из этого, можно говорить о необходимости реального учета специфики строительства сложных и стратегически важных объектов, поскольку в конечном итоге это окажет положительное влияние на качество, сроки и безопасность работ.

Поднимая вопрос о специфике строительства в отдельных отраслях, стоит пояснить, каким именно образом ее можно учитывать на практике. Безусловно, работы в этом направлении можно было бы передать в ведение саморегулируемых организаций, разрешив им делать это полностью самостоятельно и вырабатывать свои критерии. Однако такой вариант развития может привести к настоящей путанице и даже злоупотреблениям со стороны СРО. Более целесообразно и логично привлечь к работе по подготовке соответствующих требований и критериев не только саморегулируемые организации, но и крупный бизнес, и регулирующие органы. Опыт, видение проблем и перспектив, которыми обладают серьезные компании, выступающие заказчиками по наиболее масштабным и сложным проектам, а также профильные министерства и ведомства, могут быть с успехом использованы при реализации подобного проекта.

Отраслевая дифференциация должна строиться на отраслевых стандартах, разработка которых возможна только при участии всех указанных сторон. Это позволит избежать однобокости подхода, даст возможность учесть интересы и потребности всех участников.

Отраслевые стандарты, а затем и требования в первую очередь целесообразно разработать для ключевых отраслей, где качество проводимых работ сильнее всего связано с вопросами безопасности. К ним можно отнести нефтяную промышленность, электро- и гидроэнергетику, лифтовую и другие подходящие по заявленному критерию отрасли.

Сама система требований может быть организована по схеме, применяемой у атомщиков: саморегулируемые организации, объединяющие компании, которые выполняют работы на объектах использования атомной энергии, получают специальную аккредитацию. Данная аккредитация нужна для подтверждения наличия у СРО компетенций, необходимых для работы в таких специфических отраслях как атомная энергетика и атомная промышленность.

Создание системы аккредитации или какого-либо подобного механизма, в свою очередь, позволит повысить вклад саморегулируемых организаций в обеспечение качества строительства. Речь идет о предквалификационном отборе, положительную роль которого отмечают многие участники строительного рынка. Если на сегодняшний день осуществление предквалификационного отбора рассматривается как прерогатива заказчика, то с внедрением новых, более жестких отраслевых требований необходимые полномочия можно было бы передать непосредственно саморегулируемым организациям.

У такого изменения есть как минимум два положительных последствия. Во-первых, если проведение предквалификационной оценки будет передано от заказчиков саморегулируемым организациям, это позволит обеспечить большую объективность и прозрачность отбора, так как сама СРО не имеет каких-либо предпочтений и не может быть заинтересована в «победе» какого-либо определенного кандидата. Во-вторых, заказчик не всегда обладает необходимым опытом для осуществления полномасштабной оценки участников конкурса. Саморегулируемая организация, в свою очередь, имеет в своем распоряжении необходимые опыт и ресурсы. Эксперты СРО зачастую способны провести более тщательную проверку материально-технического оснащения, квалификации персонала и истории реализованных проектов участников конкурса, чем это может сделать заказчик.

Введение требований к саморегулируемым организациям, дифференцированных по отраслевому признаку, должно стать новым шагом на пути развития института саморегулирования в строительной отрасли. Это поможет упорядочить и систематизировать работу саморегулируемых организаций, сделав ее более прицельной, направленной на решение задач в определенном узком сегменте. Сконцентрированность на определенном блоке вопросов и проблем сделает деятельность СРО заведомо более эффективной и повысит их роль в обеспечении качества и безопасности строительства.

Как отмечает Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс»: «Саморегулируемые организации, построенные по отраслевому принципу, могут вести более плодотворную работу как на законодательном и нормотворческом уровне, так и в плане взаимодействия с компаниями, входящими в Партнерства. Работа в определенном сегменте позволяет иметь более адекватное, полноценное представление о его проблемах, возможностях и перспективах, что позволяет работать с большей эффективностью. Наше Партнерство, объединяющее организации, осуществляющие строительство гидроэнергетических объектов, последовательно реализует несколько проектов отраслевой направленности. Мы целиком поддерживаем идею углубления такой практики, ее закрепления на официальном уровне, поскольку такой шаг открыл бы новые возможности для развития саморегулирования в строительной отрасли».

Источник: Энергоньюс

Промышленная безопасность

news270420-1

Президентом России подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок»

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок». Проект Федерального закона был разработан Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении», регламентирующие вопросы получения разрешений на допуск в эксплуатацию…

Государственный надзор

news030720-1.4

Сотрудничество длиною в четверть века

История взаимодействия АО Промышленная Группа «Метран» и ПАО «Газпром» берет свое начало в середине 1990-х годов. «Оборудование, произведенное на заводе «Метран», обеспечивало безаварийную эксплуатацию опасных производственных объектов компании, что позволило Метрану зарекомендовать себя как надежного производителя и уже к середине 2000-х поставлять большую часть КИП для измерения давления и температуры на предприятия газовой отрасли», – рассказывает Александр ГЛАЗЫРИН, генеральный директор группы. –…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…