Техосвидетельствование ППИ и эскалаторов: требования к экспертным организациям

news210218-4
 
Максим КЛИМЕНКО,
 эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

30 августа 2017 года окончательно вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24.06.2017 № 743. Документ в числе прочего утвердил общие требования к проведению технического освидетельствования и обследования подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов вне метрополитенов, а также требования к экспертным организациям, которые осуществляют эти процедуры.
 
Согласно п. 25 Правил, утвержденных Постановлением № 743, техническое освидетельствование и обследование ППИ, пассажирских конвейеров и эскалаторов проводится в порядке, установленном ФСЭТАН, экспертной организацией, отвечающей требованиям из приложения № 2 к Правилам.
 
Порядок проведения техосвидетельствования и обследования Ростехнадзор пока не ввел в действие. Однако реестр экспертных организаций уже ведется. Его можно найти на официальном сайте ведомства www.gosnadzor.ru в разделе «Промышленная безопасность» – «Надзор за оборудованием, работающим под давлением, грузоподъемными механизмами и подъемными сооружениями» – «Реализация постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743» – Реестр экспертных организаций.
 
В данной статье мы изложим, каким должен быть экспертный центр, чтобы получить право на проведение технического освидетельствования и обследования (далее – ТО и обследование) ППИ, пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитенов.

Требования к экспертным организациям

Согласно Приложению № 2 к Правилам, утв. Постановлением № 743, экспертные организации, осуществляющие ТО и обследование ППИ, пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитенов, должны соответствовать следующим требованиям:
1) Организация должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица на территории РФ и внесена реестр Ростехнадзора (о том, как попасть в реестр, будет сказано ниже).
2) Организация должна иметь интернет-сайт, обязательно содержащий:
– информацию о внесении в реестр Ростехнадзора;
– сведения о работниках, участвующих в выполнении работ по ТО и обследованию;
– реквизиты утвержденного положения об экспертной организации (см. ниже);
– информацию о сфере деятельности, которая включает ТО и обследование;
– правила проведения исследований (испытаний) в рамках ТО и обследования;
– правила выбора и использования методик исследований (испытаний).
3) Организация должна иметь в штате не менее 3 работников, участвующих в проведении ТО и обследования.
4) Квалификация работников, указанных в п. 3, должна соответствовать положениям профессиональных стандартов.
5) Организация должна иметь испытательное оборудование и средства изменений, которые соответствуют требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
6) Организация обязана (!) утвердить положение об экспертной организации, которое подписывается ее руководителем и скрепляется печатью.
 
Обратите внимание: организации (ее квалифицированному персоналу), осуществляющей ТО и обследование, запрещается проводить такие работы в отношении объектов, принадлежащих ей и ее аффилированным лицам на праве собственности или ином законном основании (п. 25 Правил, утвержденных Постановлением № 743).
 
Положение об экспертной организации
 
Согласно п. 7 Приложения № 2 к Правилам (утв. Постановлением № 743) положение об экспертной организации должно включать в себя следующие сведения:
1) сфера деятельности, которая предусматривает ТО и обследование объектов (ППИ, пассажирских конвейеров и/или эскалаторов вне метрополитенов);
2) требования к работникам, участвующим в выполнении ТО и обследования;
3) требования к положениям о структурных подразделениях экспертной организации, в которых прописаны:
– права и обязанности структурного подразделения, проводящего работы по ТО и обследованию, в том числе порядок взаимодействия с исполнительным органом организации и иными структурными подразделениями в целях исключения конфликта интересов,
– наличие документов, определяющих функциональные обязанности работников организации, включая распределение прав, обязанностей и ответственности между сотрудниками;
4) меры, обеспечивающие независимость и беспристрастность экспертной организации при осуществлении своей деятельности;
5) требования, которые:
– служат для предотвращения и разрешения конфликта интересов,
– исключают финансовое и иное воздействие, способное оказать влияние на результаты работ по ТО и обследованию;
6) порядок профессиональной подготовки и повышения квалификации работников организации;
7) правила, обеспечивающие конфиденциальность информации, в том числе от третьих лиц;
8) положение о наличии у экспертной организации системы управления документацией (правил документооборота), включающей в себя:
– правила утверждения и регистрации документов,
– правила учета и документирования результатов ТО и обследования, в том числе результатов работ по проведению исследований (испытаний),
– правила ознакомления работников организации с документами,
– систему (в т.ч. правила) хранения и архивирования документов,
– систему ведения сведений о работниках организации, непосредственно выполняющих работы по ТО и обследованию, в том числе осуществляющих проведение исследований (испытаний);
9) правила привлечения субподрядчиков (юрлиц и ИП) для выполнения отдельных работ по исследованиям (испытаниям), а также правила ведения записей о соответствии их работы установленным требованиям;
10) правила применения оборудования для исследований (испытаний), предусматривающие:
– определение места нахождения оборудования (при необходимости),
– инструкции по использованию и управлению оборудованием,
– указание на даты, результаты и копии свидетельств о поверке и (или) сертификатов калибровки, а также на планируемую дату очередной поверки/калибровки,
–план обслуживания (при необходимости) и результаты проведенного обслуживания оборудования,
– положение о регистрации повреждений, неисправностей, модификаций или ремонта оборудования;
11) правила проведения исследований (испытаний);
12) правила обеспечения и контроля надлежащих внешних условий для деятельности экспертной организации (температура, влажность воздуха, освещенность, уровень шума, иные внешние условия, оказывающие влияние на качество результатов исследований, испытаний), в том числе сведения о конкретных показателях внешних условий, допустимых отклонениях от них, а также о технических требованиях к помещениям;
13) правила выбора и использования методик исследований (испытаний), которые предусматривают:
– положение об обеспечении работников методиками исследований (испытаний),
– правила документирования сведений о зафиксированных отклонениях при проведении исследований (испытаний) от требований, установленных методиками;
14) правила обращения с объектами исследований (испытаний), предусматривающие:
– систему идентификации объектов исследований (испытаний),
– правила документирования работ с объектами исследований (испытаний), в том числе при отклонении результатов от нормальных или заданных условий.
 
Как попасть в реестр Ростехнадзора
 
Порядок внесения экспертных организаций, осуществляющих ТО и обследование ППИ, пассажирских конвейеров и эскалаторов, в соответствующий реестр, а также порядок ведения этого реестра утверждены Приказом Ростехнадзора от 12 октября 2017 г. № 425. Документ вступил в силу 20 января 2018 года.
 
Согласно п. 5 утвержденного Порядка, в реестр подлежат включению следующие сведения об экспертной организации:
1) наименование, адрес места нахождения и адрес электронной почты (при наличии);
2) ОГРН и ИНН;
3) реквизиты (номер и дата) положения об экспертной организации, а также информация о лице, его подписавшем (ФИО, должность).
 
Для включения в реестр Ростехнадзора экспертная организация должна соответствовать следующим требованиям (п. 3 Порядка):
– наличие сайта в сети «Интернет»;
– наличие в штате по основному месту работы не менее 3 работников, участвующих в проведении ТО и обследования;
– соответствие квалификации работников, участвующих в проведении ТО и обследования, положениям профессиональных стандартов;
– наличие испытательного оборудования и средств измерений, соответствующих требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений;
– наличие положения об экспертной организации, подписанного руководителем и скрепленного печатью.
 
Чтобы попасть в реестр ФСЭТАН, экспертная организация должна представить копии следующих документов:
1. свидетельство о регистрации юридического лица;
2. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
3. положение об экспертной организации, подписанное руководителем экспертной организации;
4. документы, подтверждающие наличие в штате не менее 3 работников, участвующих в проведении ТО и обследования, квалификация которых соответствует положениям профессиональных стандартов (выписки из штатного расписания, документы об образовании, в т.ч. переподготовке и повышении квалификации и т.д.);
5. документы, подтверждающие наличие испытательного оборудования и средств измерений (договоры купли-продажи, балансовые справки и ведомости, метрологические сертификаты);
6. сведения о работниках, непосредственно осуществляющих ТО и обследование (ФИО);
 
Информацию можно подать на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного ЭЦП.
 
Ростехнадзор в течение 15 рабочих дней со дня регистрации представленных документов:
– рассматривает пакет документации;
– включает экспертную организацию в реестр;
– размещает сведения об экспертной организации на своем официальном сайте (в электронной версии реестра);
– направляет экспертной организации бумажное письмо об ее включении в реестр.
 
Реестр экспертных организаций ведется центральным аппаратом Ростехнадзора. Его можно найти на официальном сайте ФСЭТАН (см. выше).

Промышленная безопасность

news270420-1

Президентом России подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок»

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок». Проект Федерального закона был разработан Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении», регламентирующие вопросы получения разрешений на допуск в эксплуатацию…

Государственный надзор

news030720-1.4

Сотрудничество длиною в четверть века

История взаимодействия АО Промышленная Группа «Метран» и ПАО «Газпром» берет свое начало в середине 1990-х годов. «Оборудование, произведенное на заводе «Метран», обеспечивало безаварийную эксплуатацию опасных производственных объектов компании, что позволило Метрану зарекомендовать себя как надежного производителя и уже к середине 2000-х поставлять большую часть КИП для измерения давления и температуры на предприятия газовой отрасли», – рассказывает Александр ГЛАЗЫРИН, генеральный директор группы. –…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…