Развитие страхования экологических рисков в России

За последнее время в Российской Федерации вследствие интенсивной производственной деятельности и достаточно либерального законодательства резко увеличились площади территорий с острой экологической ситуацией. Большое количество предприятий всех отраслей народного хозяйства загрязняют окружающую среду, многие из них не укладываются в установленные нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ. С переходом на рыночные экономические отношения ежегодно растет количество аварий, причинами которых становится увеличение степени износа оборудования, снижение общей производственной дисциплины, низкое качество ремонтных работ.

Николай СЕРГЕЕВ,
ассистент кафедры «Экономика и управление» филиала ФГБОУ «Удмуртский университет» в Воткинске

Одним из путей возмещения ущерба, причиненного природным объектам, является введение и развитие института платности природопользования. Суть его заключается в том, что предприятия и организации, деятельность которых в той или иной степени связана с использованием природных объектов, производят ежегодные платежи, направляемые государству на компенсацию вреда и восстановление окружающей природной среды.

Однако институт платности природопользования рассчитан, прежде всего, на компенсацию вреда, причиненного окружающей среде промышленными и иными объектами при нормальных режимах эксплуатации. Значительно больший ущерб окружающей среде может быть причинен в результате аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Защиту от непредвиденных и чрезвычайных событий, в том числе и экологического риска, во всем мире берут на себя страховые компании. Так, с целью расширения круга страхования экологической ответственности и повышения максимальных страховых сумм в 1979 году начали создаваться специальные пулы. Такие пулы созданы в Японии, Франции, Нидерландах, Швеции и Великобритании.

Экологическое страхование представляет собой совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

Система экологического страхования включает в себя следующие отрасли (перечислены в порядке убывания показателя доли каждой отрасли страхования в общем объеме поступлений по страхованию экологических рисков):

1. Страхование ответственности, например, ответственности предприятий и учреждений, являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и др. Ответственность страхуется наиболее часто и дает основную часть сборов по экологическому страхованию, так как здесь налицо имущественный интерес не только получателя страхового возмещения – выгодоприобретателя, но и предприятия-страхователя (в противном случае, если риск ответственности не застрахован, обязанность возмещать ущерб может быть возложена на предприятие как на причинителя вреда).

2. Имущественное страхование, например, страхование земельных объектов на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы.

3. Личное страхование граждан, например, страхование жизни и здоровья работников предприятий и учреждений, относящихся к категории источников повышенной опасности. [1]

Наряду со страхованием за загрязнение окружающей среды в рамках общегражданской ответственности и специальными пулами, резервирование средств на возмещение ущерба от аварийного загрязнения осуществляется в развитых странах путем взаимного страхования предприятия (создание объединенных страховых фондов) или путем организации собственных резервных фондов (при этом компании отказываются от услуг страховых обществ).

С переходом на рыночные условия хозяйствования потребность в экологическом страховании возникла и в России. На территории нашей страны, где расположены многочисленные промышленные объекты, представляющие серьезную экологическую опасность, экологическое страхование может и должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по защите окружающей среды. Тем не менее, в нашей стране как добровольное, так и государственное экологическое страхование от аварийного загрязнения окружающей среды реализуется крайне медленно и с большими трудностями. Данный вид страхования необходим как превентивная мера по снижению загрязнения и экологическому контролю за окружающей средой, но и, прежде всего, как источник привлечения негосударственных финансов в охрану окружающей среды.

Поиск дополнительных финансовых ресурсов для предотвращения и снижения последствий экологических загрязнений весьма актуален в связи с тем, что объем бюджетных и внебюджетных источников финансирования природоохранных мероприятий крайне лимитирован. При этом существенно увеличивается роль страховых обществ, которые должны обеспечить защиту интересов субъектов рынка экологического страхования.

В настоящее время в Российской Федерации заложены правовые основы экологического страхования. Однако недостаточно разработана нормативно-методическая документация обязательного государственного страхования. Необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в природоохранной сфере и в сфере рационального природопользования применительно к условиям рыночной экономики, а также выполнение международных обязательств Российской Федерации и гармонизации российского природоохранного законодательства с международной практикой. Для этого необходимо:

- ускорить разработку и утверждение методических документов по определению размера вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности в результате аварий;

- подготовить предложения по экономическому стимулированию предприятий, осуществляющих добровольное страхование и инвестирующих в ресурсосберегающие и экологически чистые технологии и природоохранные мероприятия;

- подготовить предложения по введению налоговых, кредитных и других льгот для страхователей, добровольно страхующих свою ответственность за вред, причиненный окружающей среде, а также для страховых компаний, инвестирующих часть своей прибыли в природоохранные мероприятия на территориях субъектов Российской Федерации. [2]

Таким образом, экологическое страхование представляет собой перспективное и эффективное средство создания благоприятных экономических условий для вовлечения в процесс обеспечения экологической безопасности финансов коммерческих структур, повышения надежности работы промышленных предприятий и создания дополнительных рабочих мест. Оно является достаточно надежным инструментом экономико-правового механизма охраны окружающей природной среды, требующим дальнейшего развития.

Для создания подобного механизма необходимо усилие не только государства, но и страховых обществ.

Промышленная безопасность

news040419-2

Проблемы проектной подготовки горного производства

При проведении XI специализированной выставки «ГОРНОЕ ДЕЛО/UralMining’18» состоялось очередное заседание Горно-металлургического совета Уральского федерального округа по теме «Обеспеченность проектирования предприятий горно-металлургического комплекса нормативной документацией». Тематика заседания Совета сформулирована Общественным советом при Уральском управлении Ростехнадзора, которым было рекомендовано провести расширенное совещание с привлечением представителей горных предприятий и научной общественности…

Государственный надзор

news210318-5

О здоровье округа: экологическом, трудовом, финансовом

«Из года в год по результатам опросов предпринимателей проблема наличия административных барьеров остается в тройке «лидеров», – подтвердил полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимир УСТИНОВ. – Владимир Васильевич, 2017-й запомнился как Год экологии в России. Приведите примеры успешного выполнения экологических программ, заявленных предприятиями ЮФО в рамках плана мероприятий этого экологического проекта. – В рамках Года экологии Минприродой и Росприроднадзором заключены…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news081119-1

Борьба с нефтегазовым фонтанами

Одной из сложнейших аварий 1-й категории в нефтегазовой отрасли являются открытые газоконденсатные и нефтегазовые фонтаны на скважинах, которые наносят значительный экологический ущерб окружающей среде, техническим ресурсам, приводят к колоссальным убыткам организаций, ведущих добычу, строительство и ремонт скважин. «Наша компания уже много лет занимается предупреждением возникновения и ликвидацией подобных аварий», – рассказывает Руслан БАКЕЕВ, заместитель генерального директора – главный инженер ООО…

Экология

news220218-1

Разливы нефти. Новое в законодательстве

2018 год начался с нескольких аварий на нефте- и продуктопроводах. 18 января возгорание на нефтепроводе в Энгельсском районе Саратовской области. Из лопнувшей трубы (одной из возможных причин аварии в «Транснефти» называют дефект сварного шва) вытекло около 900 куб. м. нефти, вещество разлилось на 1,5 км, произошел пожар, в результате которого 36 домов пострадали в селе Красноармейское. 19 января нефть разлилась в реке Кудушлинка под Уфой из-за аварии на трубопроводе, принадлежащем компании «Башнефть-Добыча».…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…