Заповеди системы менеджмента качества

0502-1Лицензирование ремонтной деятельности подвижного состава отменено. Как управлять качеством? Действенный помощник в этом вопросе – система менеджмента качества. Рассмотрим нюансы ее внедрения и реализации.
Маргарита Венгеровская,
инженер по стандартизации и сертификации ИЦТПС ЖТ (Екатеринбург)

Напомним историю вопроса. Сертификация в России началась в 1992 года, когда наметился спад хозяйственной деятельности предприятий. Поскольку производство сокращалось, Госстандарт принял решение о представлении к сертификации систем качества не в полном объеме, а в составе требований, связанных только с производством продукции. За бортом сертификации остались политика в области качества, анализ контрактов, требования к закупкам продукции. Отныне можно было уделять внимание только производственной части системы качества, что значительно облегчило создание системы менеджмента качества (СМК). Предприятия, которые не могли разработать СМК, получали возможность участвовать в полноценной системе сертификации через ее часть – сертификацию производства. А это и есть первый этап на пути к сертификации СМК.

СМК предприятий должна создаваться с учетом требований международных стандартов Системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО (версия 2008 г.) и требований Системы добровольной сертификации, признанной Министерством транспорта. Но предъявлять к сертификации на первом этапе можно только производственную часть, что тоже удобно.

По этапам за качеством

Поэтапный подход к сертификации СМК позволяет сначала довести до соответствия технологию и организацию ремонтного производства, связанного с выполнением большого количества нормативов и требований к производству и испытаниям отремонтированного подвижного состава, а затем переходить к применению требований стандартов ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества в полном объеме.

Однако добиться соответствия ремонтных работ требованиям технологических процессов – только часть работы. Еще важнее наладить постоянную систему контроля и испытаний после ремонта, как сборочных единиц, так и тепловоза в целом. И последний шаг, необходимый для выдачи сертификата соответствия – разработка стандартов организации для создания действующей системы менеджмента качества в приложении на конкретное ремонтное производство.

Только при качественной подготовке документов СМК, отсутствии значительных несоответствий при проверке ремонтного производства, орган по сертификации в системе добровольной сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

Результатом проведения сертификации предприятия должна стать действующая система менеджмента качества, обеспечивающая качественное выполнение работ предприятия на любом этапе производственного цикла.

Просто наличие Системы менеджмента качества – еще не гарантия качества.

Конечно, при нормальной разработке и внедрении СМК при полной поддержке руководства предприятия реально повышается эффективность работы и ее управляемость; ресурсы тратятся эффективнее, разработки проводятся с минимумом исправлений; необходимые для улучшения производственных процессов изменения быстрее, проще, с меньшими затратами внедряются в производство. Но на деле система нередко внедряется лишь формально. В этом случае возникает обилие формальных доказательных документов, затратных по времени их подготовки, и очередная статья немалых расходов.

В соответствии со стандартами Системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО для СМК заложены на 8 принципов менеджмента качества.

1. Ориентация на потребителя.

2. Лидерство руководителя

3. Вовлечение работников

4. Процессный подход

5. Системный подход к менеджменту

6. Постоянное улучшение

7. Принятие решений, основанное на фактах

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Данные принципы обязательно должны быть учтены при разработке стандартов СМК организации, что означает наличие в стандартах конкретных требований по отношению ко всем участникам производственного процесса. Каждая организация, кроме Руководства по качеству, должна иметь следующий минимум стандартов организации по управлению своей системой СМК в применении на производство:

·           управление документацией;

·           управление записями;

·           корректирующие действия;

·           предупреждающие действия;

·           внутренний аудит;

·           управление несоответствующей продукцией.

Учитывая специфику производства на предприятиях ППЖТ необходимо иметь дополнительно следующие стандарты организации:

·           по управлению персоналом

·           по управлению средствами измерений (метрологический);

·           по аттестации испытательного оборудования;

·           по закупкам.

Стандарт управления персоналом должен учесть необходимость проведения постоянной работы по обучению занятых в производстве работников нормативным техническим документам и стандартам СМК организации, связанным с применением СМК на конкретной рабочей позиции.

В стандарте по закупкам, в разделе по анализу закупок должны быть учтены требования не только коммерческого директора и снабженцев, но и работников подразделений непосредственно использующих запчасти при производстве ремонта, как ремонтируемого подвижного состава, так и ремонтируемого оборудования самого производства. Причем, с учетом данных по эксплуатации этих запчастей. Для чего необходима, в частности, и организация опроса потребителя, эксплуатирующего отремонтированный подвижной состав. Раздел данного стандарта по входному контролю закупок определяет окончательный результат и качество всех производственных процессов, где закупки используются. Поэтому важно определить в нем все характеристики, которые необходимо контролировать на стадии входного контроля. При наличии конкретных параметров должно быть их полное совпадение вплоть до последней цифры допуска с параметрами, указанными в технологической документации. Но чтобы соблюсти данные требования, нужно в стандарте по управлению записями предусмотреть одновременное внесение изменений в связанные между собой нормативные документы с конкретным указанием таких документов. Не должна быть препятствием и принадлежность документов разным подразделениями предприятия, и формальная подчиненность различным руководителям.
Рекомендация

Важно обратить внимание и на соблюдение требований обязательной сертификации при выполнении ремонта техники. Иногда при ремонте приходится заменять непригодные к ремонту узлы и детали на новые. При определенных видах ремонта эта замена предусмотрена техническими и технологическими документами. Если такие сборочные единицы или детали входят в номенклатуру объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, то замена должна происходить только на сертифицированную продукцию с сертификатом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте РФ. Здесь надо обязательно сверять свои действия с требованиями ССФЖТ.
Нарушение требований к обязательной сертификации и к метрологии ведет к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КО АП РФ), статья 19.19 части 2 и 3.
Рассмотрим случай, когда предприятие сталкивается с сертифицированной в ССФЖТ продукцией, которая не соответствует заявленному при сертификации соответствию нормативному документу или норме безопасности. Рекомендуем действовать следующим образом: кроме обычного в таких случаях действия отдела снабжения, следует отправить копию письма с претензиями поставщику в адрес «Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» («РС ФЖТ»), который имеет право прервать действие сертификата и этим лишить поставщика несоответствующей продукции права на ее продажу.

И никогда не забывайте отражать свои требования в стандарте по закупкам.

СМК от первых лиц

Необходимо отметить, что самым важным требованием для получения действующей СМК является лидерство руководителя, так как окончательное решение по совершенствованию работы СМК принимает он. Информация, которая служит основанием для принятия решения, должна быть максимально достоверна. Для чего необходимо, чтобы помощник руководителя, отвечающий за качество, был напрямую подчинен руководителю и ни от кого ниже рангом не зависел.

Все вышеизложенное способствует тому, чтобы в результате сертификации ремонтного производства или системы менеджмента качества, предприятие получило действующую систему управления качеством.

Реальная СМК должна на стадии производства обнаружить и ликвидировать несоответствия, ведущие к финансовым потерям. Анализ работы СМК поможет не допустить появления несоответствий стандартам и нормам. Важны, особенно в начальный период работы СМК, действия организационные, что не требует больших финансовых затрат.

Промышленная безопасность

news270420-1

Президентом России подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок»

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок». Проект Федерального закона был разработан Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении», регламентирующие вопросы получения разрешений на допуск в эксплуатацию…

Государственный надзор

news030720-1.4

Сотрудничество длиною в четверть века

История взаимодействия АО Промышленная Группа «Метран» и ПАО «Газпром» берет свое начало в середине 1990-х годов. «Оборудование, произведенное на заводе «Метран», обеспечивало безаварийную эксплуатацию опасных производственных объектов компании, что позволило Метрану зарекомендовать себя как надежного производителя и уже к середине 2000-х поставлять большую часть КИП для измерения давления и температуры на предприятия газовой отрасли», – рассказывает Александр ГЛАЗЫРИН, генеральный директор группы. –…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…