Дело о «пропавших» актах

Не так давно мне пришлось решать одну практическую проблему, связанную с выполнением требований к составу и порядку ведения исполнительной документации. Думаю, разбирательство этого частного случая будет полезно широкому кругу практиков.

0912-1

Николай ЧЕТВЕРИК,
руководитель подкомитета по техническому регулированию комитета инновационных технологий в строительстве НОСТРОЙ,
заместитель генерального директора НП «Безопасность в строительстве»
(Москва)

Проблема

Между ЗАО «Еврострой» и ФГУП «РИА Новости» в октябре 2010 года был заключен договор о проведении капитального ремонта пресс-центра и столовой с пищеблоком в основном корпусе. В договоре прописано, что работы должны выполняться по нормативной документации, ГОСТ, СНиП, ТУ, а также есть ссылка на возможность привлечения сторонних организаций к производственному заданию.

При сдаче исполнительной документации специалисты ЗАО «Еврострой» приложили также акты на скрытые работы, акты гидравлических испытаний, акты приемки системы в эксплуатацию.

Однако в документации многое «пропало». Например, в межэтажном перекрытии выполнялось отверстие 6х10 метров без акта обследования ответственных конструкций (каркасного типа – колонны*ригеля), дефектного акта.

На закономерное возмущение ЗАО «Еврострой» в ФГУП «РИА Новости» ответили так: «СНиП 3.01-04-87 и РД 11-02-2006  носят рекомендательный характер, и мы получаем ту форму отчета, которая нам удобна в обращении. Нам не нужны ваши субподрядчики, поскольку договор только с вами».

В этой связи возникает резонный вопрос: правомочны ли действия Заказчика и к чему можно апеллировать, кроме вышеперечисленных документов и Гражданского кодекса РФ?

Нормы и правила

 СНиП 3.01-04-87 на самом деле рекомендательный, но РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (зарегистрированы в Минюсте РФ 5 марта 2007 года № 9050) носит обязательный характер в части выдачи Заключения о соответствии (далее – ЗОС).

ЗОС является конечным документом органа государственного строительного надзора, свидетельствующим о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Государственный строительный надзор заканчивает осуществлять свои полномочия по объекту фактически с даты выдачи ЗОС.

Выдача ЗОС осуществляется в соответствии с:

  • Градостроительным кодексом Российской Федерации (закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;
  • Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года № 1129 «Об утверждении и введении в действие порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации».

После окончания строительства до направления обращения по выдаче ЗОС необходимо соблюсти следующие обязательные (в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами) процедуры. После фактического окончания строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства необходимо провести устранение всех нарушений, допущенных при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) объекта капитального строительства. Для оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий), Застройщик или Заказчик направляет «Извещение об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» (согласно пункту 25 РД-11-04-2006).

Должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения Извещения назначается итоговая проверка. О проведении итоговой проверки Застройщик или Заказчик уведомляется должностным лицом органа государственного строительного надзора (согласно пункту 25 РД-11-04-2006).

На время проведения итоговой проверки исполнительная документация представляется Застройщиком (Заказчиком) в орган государственного строительного надзора (в соответствии с пунктом 3 РД-11-02-2006).

Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации установлены РД-11-02-2006 (утверждены Минюстом РФ от 6 марта 2007 года за № 9050).

Результат проведенной итоговой проверки оформляется Актом итоговой проверки. Указанный Акт является основанием для обращения Застройщика или Заказчика за выдачей Заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (согласно пункту 27 РД-11-04-2006).

По выдаче Заключения о соответствии обращаю внимание на следующее:

  • На основании Акта итоговой проверки Застройщик или Заказчик обращается письменно в свободной форме в орган государственного строительного надзора для выдачи Заключения о соответствии (согласно пункту 27 РД-11-04-2006).
  • Орган государственного строительного надзора в течение 10 дней после получения обращения Застройщика или Заказчика выдает Заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. При отсутствии оснований для выдачи ЗОС принимается решение об отказе в выдаче такого заключения.

Вывод

Без соблюдения РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации» (утверждены Минюстом РФ от 6 марта 2007 года за № 9050) Заключение о соответствии не выдадут.

Промышленная безопасность

news040419-2

Проблемы проектной подготовки горного производства

При проведении XI специализированной выставки «ГОРНОЕ ДЕЛО/UralMining’18» состоялось очередное заседание Горно-металлургического совета Уральского федерального округа по теме «Обеспеченность проектирования предприятий горно-металлургического комплекса нормативной документацией». Тематика заседания Совета сформулирована Общественным советом при Уральском управлении Ростехнадзора, которым было рекомендовано провести расширенное совещание с привлечением представителей горных предприятий и научной общественности…

Государственный надзор

news210318-5

О здоровье округа: экологическом, трудовом, финансовом

«Из года в год по результатам опросов предпринимателей проблема наличия административных барьеров остается в тройке «лидеров», – подтвердил полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимир УСТИНОВ. – Владимир Васильевич, 2017-й запомнился как Год экологии в России. Приведите примеры успешного выполнения экологических программ, заявленных предприятиями ЮФО в рамках плана мероприятий этого экологического проекта. – В рамках Года экологии Минприродой и Росприроднадзором заключены…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news121018-1

Работа под напряжением. Мировые тенденции и технологические особенности. Вопросы безопасности и охраны труда.

Летом 2016 года международную профессиональную общественность всколыхнула информация о том, что американскими компаниями AEP и QES совместно был реализован грандиозный инновационный проект по замене проводов под напряжением на двух действующих высоковольтных линиях электропередачи 354 кВ общей протяженностью несколько сот километров. Это, безусловно, был важнейший, чрезвычайно значимый шаг в развитии технологии проведения работ под напряжением. Американским коллегам удалось поднять масштаб таких работ на…

Экология

news220218-1

Разливы нефти. Новое в законодательстве

2018 год начался с нескольких аварий на нефте- и продуктопроводах. 18 января возгорание на нефтепроводе в Энгельсском районе Саратовской области. Из лопнувшей трубы (одной из возможных причин аварии в «Транснефти» называют дефект сварного шва) вытекло около 900 куб. м. нефти, вещество разлилось на 1,5 км, произошел пожар, в результате которого 36 домов пострадали в селе Красноармейское. 19 января нефть разлилась в реке Кудушлинка под Уфой из-за аварии на трубопроводе, принадлежащем компании «Башнефть-Добыча».…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…