Дело о «пропавших» актах

Не так давно мне пришлось решать одну практическую проблему, связанную с выполнением требований к составу и порядку ведения исполнительной документации. Думаю, разбирательство этого частного случая будет полезно широкому кругу практиков.

0912-1

Николай ЧЕТВЕРИК,
руководитель подкомитета по техническому регулированию комитета инновационных технологий в строительстве НОСТРОЙ,
заместитель генерального директора НП «Безопасность в строительстве»
(Москва)

Проблема

Между ЗАО «Еврострой» и ФГУП «РИА Новости» в октябре 2010 года был заключен договор о проведении капитального ремонта пресс-центра и столовой с пищеблоком в основном корпусе. В договоре прописано, что работы должны выполняться по нормативной документации, ГОСТ, СНиП, ТУ, а также есть ссылка на возможность привлечения сторонних организаций к производственному заданию.

При сдаче исполнительной документации специалисты ЗАО «Еврострой» приложили также акты на скрытые работы, акты гидравлических испытаний, акты приемки системы в эксплуатацию.

Однако в документации многое «пропало». Например, в межэтажном перекрытии выполнялось отверстие 6х10 метров без акта обследования ответственных конструкций (каркасного типа – колонны*ригеля), дефектного акта.

На закономерное возмущение ЗАО «Еврострой» в ФГУП «РИА Новости» ответили так: «СНиП 3.01-04-87 и РД 11-02-2006  носят рекомендательный характер, и мы получаем ту форму отчета, которая нам удобна в обращении. Нам не нужны ваши субподрядчики, поскольку договор только с вами».

В этой связи возникает резонный вопрос: правомочны ли действия Заказчика и к чему можно апеллировать, кроме вышеперечисленных документов и Гражданского кодекса РФ?

Нормы и правила

 СНиП 3.01-04-87 на самом деле рекомендательный, но РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (зарегистрированы в Минюсте РФ 5 марта 2007 года № 9050) носит обязательный характер в части выдачи Заключения о соответствии (далее – ЗОС).

ЗОС является конечным документом органа государственного строительного надзора, свидетельствующим о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Государственный строительный надзор заканчивает осуществлять свои полномочия по объекту фактически с даты выдачи ЗОС.

Выдача ЗОС осуществляется в соответствии с:

  • Градостроительным кодексом Российской Федерации (закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;
  • Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года № 1129 «Об утверждении и введении в действие порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации».

После окончания строительства до направления обращения по выдаче ЗОС необходимо соблюсти следующие обязательные (в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами) процедуры. После фактического окончания строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства необходимо провести устранение всех нарушений, допущенных при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) объекта капитального строительства. Для оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий), Застройщик или Заказчик направляет «Извещение об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» (согласно пункту 25 РД-11-04-2006).

Должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения Извещения назначается итоговая проверка. О проведении итоговой проверки Застройщик или Заказчик уведомляется должностным лицом органа государственного строительного надзора (согласно пункту 25 РД-11-04-2006).

На время проведения итоговой проверки исполнительная документация представляется Застройщиком (Заказчиком) в орган государственного строительного надзора (в соответствии с пунктом 3 РД-11-02-2006).

Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации установлены РД-11-02-2006 (утверждены Минюстом РФ от 6 марта 2007 года за № 9050).

Результат проведенной итоговой проверки оформляется Актом итоговой проверки. Указанный Акт является основанием для обращения Застройщика или Заказчика за выдачей Заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (согласно пункту 27 РД-11-04-2006).

По выдаче Заключения о соответствии обращаю внимание на следующее:

  • На основании Акта итоговой проверки Застройщик или Заказчик обращается письменно в свободной форме в орган государственного строительного надзора для выдачи Заключения о соответствии (согласно пункту 27 РД-11-04-2006).
  • Орган государственного строительного надзора в течение 10 дней после получения обращения Застройщика или Заказчика выдает Заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. При отсутствии оснований для выдачи ЗОС принимается решение об отказе в выдаче такого заключения.

Вывод

Без соблюдения РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации» (утверждены Минюстом РФ от 6 марта 2007 года за № 9050) Заключение о соответствии не выдадут.

Промышленная безопасность

news121219-1

История становления горного надзора в России

Конец ХVII века в мировой истории определен как период бурного развития мануфактур. Данный процесс не обошел и ремесло горного промысла, которое уверенно развивалось благодаря добыче угля, железной руды, золота, серебра, соли, цветных металлов. В этот период на шахтах широко применяется деревянная крепь, используются охранные целики, выработанное пространство закладывается породой, отрабатываются гнездовые залежи руд, расположенные на небольшой глубине, горные работы в зимнее время производятся без крепления,…

Государственный надзор

news210318-5

О здоровье округа: экологическом, трудовом, финансовом

«Из года в год по результатам опросов предпринимателей проблема наличия административных барьеров остается в тройке «лидеров», – подтвердил полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимир УСТИНОВ. – Владимир Васильевич, 2017-й запомнился как Год экологии в России. Приведите примеры успешного выполнения экологических программ, заявленных предприятиями ЮФО в рамках плана мероприятий этого экологического проекта. – В рамках Года экологии Минприродой и Росприроднадзором заключены…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news081119-1

Борьба с нефтегазовым фонтанами

Одной из сложнейших аварий 1-й категории в нефтегазовой отрасли являются открытые газоконденсатные и нефтегазовые фонтаны на скважинах, которые наносят значительный экологический ущерб окружающей среде, техническим ресурсам, приводят к колоссальным убыткам организаций, ведущих добычу, строительство и ремонт скважин. «Наша компания уже много лет занимается предупреждением возникновения и ликвидацией подобных аварий», – рассказывает Руслан БАКЕЕВ, заместитель генерального директора – главный инженер ООО…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…