Свобода выбора

Развитие нефтегазового комплекса невозможно без появления новых технологий. Однако их внедрение может вступить в противоречие с требованиями действующего законодательства в области промышленной безопасности. Вопросы модернизации промышленной безопасности широко обсуждаются на государственном уровне, и сегодня нефтяники прорабатывают инициативу по внесению изменений в законодательство в сфере нефтепереработки.

1711-12

Олег Николаенко,
начальник департамента производственной безопасности компании «Газпром нефть» (Москва)

Нормативная правовая база в области производственной безопасности (т.е. промышленной и пожарной безопасности, охраны труда, чрезвычайных ситуаций) нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств сложилась в 50-60-х годах ХХ века, путем «обобщений» руководств (инструкций) по эксплуатации закупаемых по импорту установок, большинство норм и правил безопасности по которым на сегодняшний день уже серьезно устарели. Действующая в России нормативная база регулирования безопасности формируется большим количеством органов государственной власти в более чем 3000 нормативных документов, в которых содержатся жесткие требования предписывающего характера к организационно-техническим параметрам производства. При этом законодательно регулируются технические параметры и задаются точные значения вплоть до необходимого расстояния между объектами, высоты оборудования, толщины его стенок и сроков освидетельствования.

Это свидетельствует об отсутствии гибкой системы нормативно-правового регулирования и указывает на необходимость изменения огромного количества нормативных правовых документов различной направленности.

Следствием такого регулирования для отрасли и хозяйственного комплекса страны являются:

  • превышение площадей строящихся технологических объектов по сравнению с зарубежными аналогами;
  • высокие затраты и длительные сроки реализации инвестиционных проектов. Стоимость строительства в России превышает аналогичные мировые показатели ориентировочно до 30% (в зависимости от объекта строительства и этапа его жизненного цикла);
  • неизбежность реализации энергоемких технических решений;
  • в то же время дополнительные затраты не улучшают показатели безопасности производств, в частности смертность, травматизм, аварийность в отрасли, значения которых хуже зарубежных аналогов в 2-3 раза.

Международный подход в области промышленной безопасности отличается от отечественного.

Например, бизнес в США имеет право выбора проектировать и строить в соответствии с любым стандартом, разработанным ассоциациями, аккредитованными Американским национальным институтом стандартов, или разработать собственный на основании методики анализа риска, при условии установленной государством цели - сделать производство безопасным.

При этом выполнение бизнесом требований безопасности в процессе проектирования и строительства, установленных в соответствующем выбранном стандарте, контролируется Администрацией США по охране труда и здоровья (OSHA).

Законодатель оставляет бизнесу свободу выбора пути  и способов достижения необходимого уровня безопасности и направляет бизнес к использованию более прогрессивных технологий и решений при проектировании и строительстве объекта.

В промышленно развитых зарубежных странах устанавливаются требования не к организационно-техническим параметрам производства, а к показателям безопасности. Перед субъектом производственной деятельности  устанавливается основная цель – устранить или смягчить последствия возможных аварий, что значит сделать производство безопасным. При этом критерии и способы достижения цели не устанавливаются.

Тем более, что современное развитие техники и технологии позволяет обеспечивать требуемый уровень безопасности альтернативными путями, а не каким-то единственно прописанным в нормативно-технических документах.

Приведем конкретные примеры. Отечественное законодательство предписывает обеспечивать защиту сосудов от разрушения при пульсации давления путем увеличения запаса прочности. Международная практика позволяет контролировать и управлять давлением в сосуде, используя автоматизированные системы управления технологическими процессами. При этом современные методы управления технологическими процессами позволяют поддерживать пульсацию давления в сосуде в пределах 1 атм. Использование альтернативного решения снижает металлоемкость конструкции и повышает уровень безопасности.

Российское законодательство устанавливает «безопасные» расстояния между соседними резервуарами. Международная практика рекомендует получать безопасные расстояния расчетным путем, например по критерию теплового потока и возможностей технических средств по охлаждению резервуаров и их аварийному опорожнению. Использование данного подхода позволяет снизить размер резервуарного парка и при этом обеспечить  необходимый уровень безопасности.

Хотелось бы отметить, что Минэнерго России на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России инициировало вопрос по оптимизации действующей нормативно-правовой базы в области регулирования безопасности и отказе от избыточных требований при обеспечении достаточного уровня безопасности.

По итогам заседания Комиссии от 23 марта 2010 года в Ханты-Мансийске, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев своим поручением определил ключевые подходы к совершенствованию нормативной правовой базы в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, в первую очередь нефте- и газоперерабатывающих производств, а именно:

  • изменение существующих требований к безопасности с учетом зарубежного опыта и современного развития техники и технологий, обеспечивающих необходимый уровень промышленной безопасности;
  • внедрение порядка проведения анализа риска на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов нефтепереработки и нефтехимии.

В рамках реализации вышеуказанного поручения было сформировано соответствующее поручение Правительства Российской Федерации.

Учитывая международный опыт и особенности отечественного регулирования промышленной безопасности, предлагается в установленном законодательством порядке закрепить подход, предусматривающий:

  • добровольный характер выбора для бизнеса альтернатив организации процесса промышленной безопасности;
  • установление значений допустимого риска;
  • установление требований к методике оценки риска;
  • установление требования по реализации всех практически целесообразных мер, направленных на предупреждение аварии и смягчение ее последствий.

Предлагается в течение 3-5 лет установить переходный период, в течение которого бизнес будет иметь право выбрать для себя оптимальный вариант организации процесса промышленной безопасности – либо «предписание», либо «целеполагание». Затем – по результатам оценки реализации нового подхода будет принято решение о переходе на предлагаемое целеустанавливающее регулирование безопасности на основании методики анализа риска.

В рамках измененного нормативно-правового поля ключевые функции контроля и надзора в сфере промышленной безопасности по-прежнему остаются в сфере компетенции Ростехнадзора.

В новых условиях бизнес проектирует и строит уже в соответствии с разработанным внутренним стандартом по безопасности на основании методики анализа риска. При этом, выполнение бизнесом установленных в процессе проектирования компенсирующих мероприятий и соблюдение им установленных проектом пределов и условий по-прежнему контролируется Ростехнадзором.

В рамках предлагаемого подхода обеспечение безопасности и надзор за безопасностью производств перейдет на качественно новый уровень, его реализация позволит реально сделать наши предприятия более безопасными, снизить риски травмирования и гибели людей. При этом новый подход во многих аспектах коррелируется с разработанной Ростехнадзором Концепцией совершенствования государственной политики в сфере обеспечения промышленной безопасности.

Возможность внедрения нового подхода регулирования безопасности также может дать импульс для развития и других смежных отраслей промышленности, например: в машиностроении и приборостроении, в электронной и радиопромышленности, в финансовой сфере, при научно-технических разработках.

Промышленная безопасность

news121219-1

История становления горного надзора в России

Конец ХVII века в мировой истории определен как период бурного развития мануфактур. Данный процесс не обошел и ремесло горного промысла, которое уверенно развивалось благодаря добыче угля, железной руды, золота, серебра, соли, цветных металлов. В этот период на шахтах широко применяется деревянная крепь, используются охранные целики, выработанное пространство закладывается породой, отрабатываются гнездовые залежи руд, расположенные на небольшой глубине, горные работы в зимнее время производятся без крепления,…

Государственный надзор

news210318-5

О здоровье округа: экологическом, трудовом, финансовом

«Из года в год по результатам опросов предпринимателей проблема наличия административных барьеров остается в тройке «лидеров», – подтвердил полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимир УСТИНОВ. – Владимир Васильевич, 2017-й запомнился как Год экологии в России. Приведите примеры успешного выполнения экологических программ, заявленных предприятиями ЮФО в рамках плана мероприятий этого экологического проекта. – В рамках Года экологии Минприродой и Росприроднадзором заключены…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news081119-1

Борьба с нефтегазовым фонтанами

Одной из сложнейших аварий 1-й категории в нефтегазовой отрасли являются открытые газоконденсатные и нефтегазовые фонтаны на скважинах, которые наносят значительный экологический ущерб окружающей среде, техническим ресурсам, приводят к колоссальным убыткам организаций, ведущих добычу, строительство и ремонт скважин. «Наша компания уже много лет занимается предупреждением возникновения и ликвидацией подобных аварий», – рассказывает Руслан БАКЕЕВ, заместитель генерального директора – главный инженер ООО…

Экология

news220218-1

Разливы нефти. Новое в законодательстве

2018 год начался с нескольких аварий на нефте- и продуктопроводах. 18 января возгорание на нефтепроводе в Энгельсском районе Саратовской области. Из лопнувшей трубы (одной из возможных причин аварии в «Транснефти» называют дефект сварного шва) вытекло около 900 куб. м. нефти, вещество разлилось на 1,5 км, произошел пожар, в результате которого 36 домов пострадали в селе Красноармейское. 19 января нефть разлилась в реке Кудушлинка под Уфой из-за аварии на трубопроводе, принадлежащем компании «Башнефть-Добыча».…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…