В строительстве назрела необходимость внедрения международных стандартов

С 1 января 2010 г. Градостроительным кодексом РФ установлена новая форма допуска организаций к деятельности в сфере строительства: вместо лицензирования - членство в саморегулируемых организациях (СРО). Для вступления в состав СРО индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо предоставить в СРО доказательства качества и безопасности выполняемых потенциальным членом СРО работ и качества поставляемой им строительной продукции. Обеспечение качества – задача, неотделимая от стандартизации строительных работ и услуг и от реформирования системы менеджмента строительных организаций. Ведь статистика показывает, что проблемы с качеством услуг или продукции более чем на 90% вызваны недостатками в системе управления внутри организации, а не ошибками исполнителей.

Елена ЧЕБЫШЕВА,
руководитель Центра развития Систем менеджмента качества
Торгово-промышленной палаты Тюменской области

Центр развития Систем менеджмента качества Торгово-промышленной палаты Тюменской области провел 29 июня 2011 года для членов саморегулируемых организаций строительного комплекса Уральского региона круглый стол на тему: «Система менеджмента качества как механизм повышения эффективности управления в строительных организациях». Участники обсудили основные проблемы, пути совершенствования деятельности СРО по повышению качества и безопасности объектов строительства, ход реформы в строительном производстве, в частности – разработку нормативной базы Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), а также вопросы внедрения и совершенствования Систем менеджмента качества строительных организаций на базе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в соответствии с Рекомендациями НОСТРОЙ «Руководство по применению стандарта ИСО 9001-2008 в строительных организациях».

Главный специалист Департамента технического регулирования Национального объединения строителей Руслан Акиев представил концепцию развития национальной системы стандартизации саморегулируемых организаций строителей. Он отметил, что Концепция одобрена распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р. «Стандартизация, – говорится в нем, – является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов»

На сегодняшний день действует большой корпус нормативных документов по стандартизации в области строительства. В их числе:

  • 779 национальных (межгосударственных) стандартов (в т.ч. более 160 стандартов – на методы контроля, 260 стандартов на строительные материалы и изделия);
  • 135 строительных норм и правил (СНиП);
  • 100 сводов правил по проектированию, строительству и эксплуатации (СП);
  • 16 ведомственных строительных норм (ВСН);
  • 182 территориальных строительных норм (ТСН), а также 45 СН, 24 РСН, 19 РДС и т.д.

Однако помимо этого необходимо создание доказательной базы технического регламента, обеспечивающей безопасность объектов капитального строительства. Решением второго Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (протокол от 15 апреля 2010 года № 2) утверждены Приоритетные направления деятельности и задачи Национального объединения строителей. В качестве своих задач НОСТРОЙ обозначил участие в техническом регулировании в строительстве, которое будет развиваться в направлениях:

  • формирования доказательной базы принятых регламентов. Определение приоритетных направлений актуализации действующих нормативных документов и их гармонизации с международными, в т.ч. региональными (СНГ, ЕС и другие), и зарубежными
  • разработки системы стандартов саморегулируемых организаций в строительстве, создания в рамках НОСТРОЙ системы подтверждения соответствия продукции, работ и услуг в строительстве.

Руслан Акиев подчеркнул, что техническое регулирование станет действенным инструментом привлечения инвестиций в строительство. Зарубежный опыт подтверждает правомерность таких ожиданий. Исследования, проведенные экспертами Германии, Австрии и Швейцарии показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от проведения стандартизации составляет около 1% валового внутреннего продукта (ВВП). Исследования Департамента торговли и промышленности Великобритании показали, что вклад технологических преобразований в ВВП составляет чуть менее половины, при этом вклад стандартов в сами технологические преобразования составляет более 25% (2,5 млрд фунтов стерлингов), и что примерно 13% послевоенного роста производительности труда в Великобритании были достигнуты благодаря стандартам. Опыт зарубежных кампаний показывает, что вложения в стандарты дают на 1 единицу затрат от 20 до 40 единиц прибыли. К примеру, ежегодные затраты на международную стандартизацию в Shell – $ 13 млн, в ВР - $ 6 млн. Переход на единые стандарты позволил корпорации Shell снизить расходы на приобретение комплектующих, оборудования и инструмента на 30%, снизить складские расходы на 50%, сократить сроки капитального строительства на 13% и его стоимость – на 5%.

Для обеспечения нормативно-правовой базы технического регулирования в области строительства НОСТРОЙ выработал Перечень стандартов в обеспечение первоочередных регламентов  и принял Программу стандартизации Национального объединения строителей на 2010–2012 годы.

Очень важную часть работы, по словам Акиева, составляет работа над проектом Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации и Проектом технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Это в первую очередь работа по обеспечению  доказательной базы регламента и по внедрению Еврокодов в России в соответствии с поручением Правительства РФ от 16 июня 2010 г. № ИШ-П9-4012 о включении  Еврокодов на альтернативной основе в доказательную базу «Технического регламента о безопасности  зданий и сооружений».  Примеры параметров,  устанавливаемых в Еврокодах условно в связи с необходимостью их определения на национальном уровне, были продемонстрированы в связи с ЕН 1992-1-1 «Проектирование железобетонных конструкций. Общие правила для зданий».

В докладе заместителя директора по развитию Органа сертификации «ТЕСТ-С.-Петербург» Сергея Сибирева, разработчика для НОСТРОЙ «Руководства по применению стандарта ИСО 9001-2008 в строительных организациях», были проанализированы условия, необходимые для обеспечения безопасности объектов строительства – кадровый, информационный, материально-технический, финансовый ресурс и др. Но, главное условие все таки  – соответствующий процесс (технология) проектирования или строительства и адекватная система управления. Ресурсы должны быть «встроены» в систему менеджмента качества, и, если она работает результативно, то с высокой вероятностью будет  гарантирована безопасность объектов строительства.  Все эти аспекты и составляют требования стандарта ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

Система менеджмента качества, как следует из доклада руководителя Центра развития СМК ТПП Тюменской области Елены Чебышевой – это порядок в физическом понимании, в организационном построении, в документации, в образе мысли, что ведет к повышению прибыли, укреплению на рынке, повышению конкурентоспособности и не только в тендерных торгах. В докладе были представлены порядок и этапы построения и внедрения Систем менеджмента качества в строительных организациях, предложена Программа последовательного приведения в соответствие требованиям ИСО 9001-2008 Систем менеджмента качества сначала активных организаций-членов СРО, а затем Систем менеджмента самих саморегулируемых организаций.

В ходе мероприятия прозвучали доклады, интересные как профессиональному сообществу, так и потребителям строительных услуг. Так, о состоянии строительного комплекса Тюменской области, его проблемах, рассказал заместитель начальника Главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области Андрей Басов. Требования к системе контроля качества и роли института саморегулирования при производстве строительных работ озвучил Председатель контрольной комиссии НП «Саморегулируемая организация строителей Тюменской области» Ильяс Уразметов. О роли надзорных органов в обеспечении качества строительства и снижении затрат на исправление несоответствий рассказал заместитель начальника Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Сергей Кусяк.

В работе круглого стола приняли участие более 75 строительных организаций. Такой интерес к региональному мероприятию доказывает, что проблема обеспечения качества является актуальной одной из самых актуальных для эффективного развития строительной отрасли.

Участники круглого стола «Система менеджмента качества как механизм повышения эффективности управления в строительных организациях» рекомендуют:

1. Руководителям строительных организаций, органам управления СРО – в полной мере использовать оправдавший себя на практике подход к созданию Систем менеджмента качества на базе стандарта ИСО 9001-2008.

2. Национальному объединению строителей – провести широкое публичное обсуждение «Руководства НОСТРОЙ по применению стандарта ИСО 9001-2008 в строительных организациях».

3. Всем строительным организациям-членам СРО – привлекать для построения и внедрения СМК грамотных консультантов, имеющих статус аудиторов из Центра развития СМК ТПП Тюменской области, а не покупать формальные документы, выдаваемые организациями с сомнительным правовым статусом.

Промышленная безопасность

news270420-1

Президентом России подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок»

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок». Проект Федерального закона был разработан Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении», регламентирующие вопросы получения разрешений на допуск в эксплуатацию…

Государственный надзор

news030720-1.4

Сотрудничество длиною в четверть века

История взаимодействия АО Промышленная Группа «Метран» и ПАО «Газпром» берет свое начало в середине 1990-х годов. «Оборудование, произведенное на заводе «Метран», обеспечивало безаварийную эксплуатацию опасных производственных объектов компании, что позволило Метрану зарекомендовать себя как надежного производителя и уже к середине 2000-х поставлять большую часть КИП для измерения давления и температуры на предприятия газовой отрасли», – рассказывает Александр ГЛАЗЫРИН, генеральный директор группы. –…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…