Риски энергосервисных контрактов

Энергосервисный контракт (ЭСК) относится к классу долгосрочных, поэтому энергосервисной компании и клиенту нужно «на берегу» договориться о ряде моментов, имеющих ключевое значение.

2911-13 Екатерина Чуксина,
директор Департамента развития бизнеса ЗАО «Энерго-Сервисная Компания» (Москва)

В частности:

1) должна быть выявлена сторона, которая несет риски невнедрения энергоэффективного проекта;

2) вопросы перехода прав собственности на результаты внедрения энергоэффективного проекта (после окончания выплаты), сюда же можно внести все проблемы, связанные с досрочном прекращением договора на всех этапах, а также право надзора ЭСК над осуществлением всех моментов внедрения на производстве.

К рискам, которые несут ЭСК, необходимо отнести: 1) риск предоставления заказчиком недостоверной и/или не полной информации как на этапе проведения энергоаудита, так и на этапе эксплуатации; 2) риск не квалифицированной эксплуатации заказчиком энергосберегающего оборудования; 3) риск неплатежеспособности заказчика.

В Российских реалиях европейские и американские модели не могут быть просто скопированы, они нуждаются в адаптации к нашим условиям. Деятельность ЭСКО ограничена несколькими пилотными проектами, выполненных по инициативе иностранных компаний при обеспечении зарубежными инвесторами и финансовыми институтами.

Общая проблема – отсутствие реализованного энергосервисного договора по причине недостаточной законодательной базы, а также отсутствия базы сравнения по РФ.

 

Существующие проблемы

В каждом из направлений сфер деятельности промышленных предприятий есть ряд своих проблем.

Промышленные предприятия:

  • недоверие к перформанс-контракту ввиду непонимания механизмов работы;
  • риски выбора некомпетентной энергосервисной компании;
  • отсутствие финансовых и страховых продуктов, разработанных специально под сам энергосервисный контракт;
  • отсутствие регулирующих и контролирующих органов за исполнением предписаний закона.

Объекты бюджетной и социальной сфер:

  • отсутствие интереса к реализации мероприятий по снижению потребления энергетических ресурсов.

Причина: бюджетного законодательства. Если бюджетным учреждением сокращено потребление энергетических ресурсов в результате проведения энергосберегающих мероприятий, то при расчете объема финансирования энергопотребления на планируемый период нормативы энергопотребления будут сокращены, соответственно объем финансирования расходов на энергопотребление уменьшится;

  • отсутствие нормативно-методической базы.

Нет четко прописанных положений для реализации энергосервисных контрактов, ввиду чего энергосервисная компания не имеет четкого понимания о разграничении полномочий и способе финансирования проекта на объекте бюджетной сферы.

Объекты сферы ЖКХ:

Ограничения, справедливые для унитарных муниципальных предприятий (согласно ст. 49, 113, 295 ГК РФ и Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»):

  • ограничение распоряжением имуществом;
  • ограничение совершения сделок;
  • ограничение привлечения заемных средств.

Преимущества

Несмотря на все возникающие сложности и непонимания принципов работы, основанных на энергосервисном контракте, данный подход имеет ряд неоспоримых преимуществ (см. табл.)

Преимущество подхода к энергосбережению на основе ЭСК

Традиционный подход

Подход на основе Перфоманс - контракта

Энергоаудит

Проводится «классический энергоаудит» без разработки механизма финансирования и внедрения энергосберегающих мероприятий, мониторинга и подтверждения достижения результатов. Все риски по достижению заявленных результатов несет Заказчик.

Проводится так называемый «инвестиционный энергоаудит», предусматривающий определение базовых линий энергопотребления, механизмов финансирования и внедрения, а также мониторинга и подтверждения результатов. Большинство рисков по достижению заявленных результатов несет энерго-сервисная компания.

Финансирование проектов

В большинстве своем используются собственные средства предприятий, что обуславливает реализацию чаще всего лишь малозатратных быстроокупаемых энергосберегающих мероприятий с небольшими эффектами.

Позволяет практически полностью отказаться от использования собственных средств предприятий, делая возможным реализацию долгосрочных инвестиционных проектов с высокой эффективностью.

Реализация проектов

Реализация энергосберегающих мероприятий, как правило, возлагается на Отделы главных энергетиков предприятий, как непрофильная и второстепенная задача.

Выполняется силами Энерго-сеpвисной компании.

Помимо обозначенных в таблице моментов существуют преимущества, которые максимально выгодны для заказчика:

  • стоимостная эффективность: в отличие от традиционного подхода модернизации энергетики в данном случае существует заинтересованность самой энергосервисной компании в максимальном увеличении сбережений посредством долгосрочного контракта, в условиях ограниченных инвестиций;
  • отсутствие риска для заказчика: энергосервисная компания гарантирует финансовые сбережения и берет на себя все риски по проекту;
  • нет финансовых вложений со стороны заказчика: проект финансируется третьей стороной (как правило, кредитными организациями), в то же время вознаграждение обеспечивается «гарантированными сбережениями».

Место ЭСК в российской экономике

В итоге, после почти двух лет обсуждения данного вопроса, энергосервисный контракт (так называемый перфоманс-контракт) в классическом понимании, как это принято на Западе, в России не идет и, наверно, не пойдет за исключением ряда узких отраслей и направлений. Это связано с тем, что основой любого энергосервисного контракта в западной трактовке является базовый уровень энергопотребления, то есть сопоставимые условия. У нас вывести базовый уровень энергопотребления и от него посчитать фактическую экономию практически нереально. Мы тренировались в промышленности на примере предприятий Сибура, а также на муниципальных предприятиях и учреждениях, и понимаем, что сопоставимые условия вывести сложно. Приведение базового года к текущему ведет за собой кучу погрешностей и оговорок и практически эта задача  не решаема.

Наш опыт косвенно подтвердился мнением зарубежных коллег. Летом 2010 года Международная финансовая корпорация (IFC), которая также является одним из «драйверов» процесса энергоресурсосбережения, провела круглый стол с привлечением иностранных специалистов, реализующих проекты в области энергоресурсосбережения, в том числе в бюджетной сфере. Выступали компании, которые реализовывали проекты в Венгрии и Индии. Суть их выступлений сводилась к следующему: не рассчитывайте посчитать фактическую экономию, остановитесь на расчетной. Так было сделано в Венгрии и по проектам энергосбережения в ряде муниципалитетов в Индии. Поэтому мы говорим о том, что энергосервисный контракт в нынешнем российском понимании должен превратиться в некий механизм более упрощенный и несущий в себе еще ряд дополнительных мероприятий.

Три движущие силы энергосервиса

Работая по энергосервисному контракту, который предполагает работу на принципах раздела экономии (то есть мы финансируем, получается экономия, которая потом разделяется между энергосервисной компанией и заказчиком), мы столкнулись с тем, что при ставке кредита больше 14% энергосервисный контракт практически умирает. Зона окупаемости мероприятий сужается до 1-2 лет, выпадет огромное количество технических мероприятий, срок окупаемости которых выходит за этот срок. Поэтому надо поднимать вопрос, что для бюджетной сферы и для ряда муниципальных предприятий необходимо вводить понимание – термин «субсидирование процентной ставки по энергосервисным контрактам». Это одно из предложений в рамках работы 261-го закона «Об энергосбережении…». Тем самым существенно расширяется перечень энергосберегающих мероприятий и выполняется комплексная смысловая нагрузка контракта. Это первый момент.

Второй момент, как уже было упомянуто, – это переход на расчетный метод экономии. Определяется потенциал энергоресурсосбережения, определяются мероприятия, мероприятия реализуются. Затем один или два-три раза дискретно фиксируется полученный результат, на основании которого определяется график платежей. Это очень четко еще завязано на требованиях любого банка. До тех пор пока нет документа, четко определяющего обязанности заказчика оплачивать вам определенные суммы денег за выполненные процедуры и полученный результат, банк разговаривать с вами не будет. Поэтому надо признать, что «расчет от экономии» в нынешних условиях будет наиболее реалистичен.

И третий момент – это комплексное софинансирование. Опять же опыт показал, что когда мы обследуем здание, мы понимаем, что физическое состояние ограждающих конструкций, крыш и дверей не соответствует никаким СНиПам и санитарным нормам. И пытаться решить общую проблему только с помощью процедур энергосервиса и энергосбережения несерьезно. Поэтому необходимо разработать комплексный контракт, как форму, по которому софинансируются как мероприятия энергоресурсосбережения, так и общие работы, связанные с санацией зданий и сооружений. В первую очередь это касается бюджетной сферы и муниципалов.

Вот три основные элемента, которые позволят сдвинуть с мертвой точки энергосервис, тиражировать его в массовом порядке и запустить процедуру финансирования этой работы со стороны банков.

Промышленная безопасность

news270420-1

Президентом России подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок»

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок». Проект Федерального закона был разработан Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении», регламентирующие вопросы получения разрешений на допуск в эксплуатацию…

Государственный надзор

news030720-1.4

Сотрудничество длиною в четверть века

История взаимодействия АО Промышленная Группа «Метран» и ПАО «Газпром» берет свое начало в середине 1990-х годов. «Оборудование, произведенное на заводе «Метран», обеспечивало безаварийную эксплуатацию опасных производственных объектов компании, что позволило Метрану зарекомендовать себя как надежного производителя и уже к середине 2000-х поставлять большую часть КИП для измерения давления и температуры на предприятия газовой отрасли», – рассказывает Александр ГЛАЗЫРИН, генеральный директор группы. –…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…