Hовые правила таможни для участников ВЭД

С января 2011 года Евросоюз ввел обязательное предварительное информирование с использованием электронного документооборота . Этому предшествовало изменение формы таможенных деклараций. Россия идет по тому же пути.

1711-11

Вадим МЯСНИКОВ,
первый заместитель начальника Уральского таможенного управления по таможенному контролю, генерал-майор таможенной службы

Еще в январе 2009 года был налажен автоматизированный информационный обмен между таможенными службами государств - членов ЕС и ФТС России по товарам, перемещаемым по процедуре таможенного транзита - Carnet TIR. В начале 2010 года ФТС России был введен в эксплуатацию портал электронного представления сведений, который обеспечивает участнику ВЭД возможность представления в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах международной перевозки до их прибытия на таможенную территорию ТС на основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей Интернет.

В ряде случаев бумажные документы предусмотрены требованиями международного законодательства, поскольку товар в страны Таможенного союза зачастую проходит через несколько государственных границ. На бумажном носителе пока применяются такие документы, как международная товарно-транспортная накладная (CMR), Carnet TIR, Carnet ATA и ряда других. Но это особые случаи. В общем ФТС как и их коллеги и Евросоюза, придерживаются современных информационных технологий.

Объемы электронного декларирования российских предпринимателей растет. У многих предпринимателей налажена внутренняя бухгалтерская отчетность в электронном виде, и им удобней заполнить электронную декларацию. Кроме того, все участники ВЭД заинтересованы в предоставлении полных сведений на товары, что значительно облегчает прохождение таможенных процедур.

Позволю себе напомнить, что декларирование - основная функция ФТС России, в которой есть и правоохранительная составляющая. При определенном развитии событий, несоблюдение таможенных процедур может закончиться и уголовным преследованием.

Поэтому, во избежание недоразумений, всем декларантам по-прежнему следует иметь представление об изменениях таможенных правил.

Уполномоченный экономический оператор

Уполномоченный экономический оператор - юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 Таможенного кодекса Таможенного союза:

  • Временным хранением товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
  • Выпуском товаров до подачи таможенной декларации.
  • Проведением таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
  • Иными специальными упрощениями, предусмотренными таможенным законодательством Таможенного союза.

Статус уполномоченного экономического оператора (УЭО) введен статьями 38-41 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).

Ранее таможенным законодательством России, а именно ст. 68 Таможенного кодекса РФ 2004 г. (далее - ТК РФ), предусматривались таможенные упрощения, аналогичные тем, которые сейчас определены Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и предоставляются УЭО.

Деятельность уполномоченного экономического оператора основана на специальных упрощениях таможенных процедур, в результате которых значительно ускоряются таможенные операции с товарами. К таким упрощениям относятся:

  • временное хранение товаров, находящихся под процедурой таможенного контроля без включения в реестр СВХ;
  • выпуск товаров до подачи таможенной декларации;
  • проведение таможенных операций с товарами, находящимися на территории УЭО или следующими в адрес УЭО, при их ввозе на территорию РФ;
  • предварительное таможенное декларирование товаров;
  • подача неполной таможенной декларации;
  • подача периодической таможенной декларации.

Вышеперечисленные специальные упрощения уполномоченный экономический оператор имеет право применять только в отношении тех товаров, в отношении которых он является декларантом.

Таможенный транзит

Особо следует отметить упрощения процедуры завершения таможенного транзита и процедуры выпуска товаров до подачи таможенной декларации с применением предварительного таможенного декларирования.

Уполномоченный экономический оператор имеет право снять средства идентификации и поместить товары на хранение, если в течение 5 часов с момента получения документов и сведений таможенный орган назначения не известил УЭО о запрете на снятие целью проведения проверки. При отсутствии запрета перевозчик имеет право осуществить передачу товара УЭО без разрешения таможенного органа.

В этом случае УЭО обязан отослать в таможенный орган уведомление, заверенное электронно-цифровой подписью, с указанием даты и времени получения товаров. Товары считаются выпущенными с момента их передачи от перевозчика УЭО. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации, где декларантом выступает УЭО, возможен при условии, что сумма таможенных пошлин и сборов по этим товарам не превышает предоставленные УЭО гарантии оплаты.

Товары, находящиеся под процедурой предварительного декларирования, после снятия средств идентификации считаются находящимися на временном хранении в том случае, если:

  • таможенная декларация имеет неполные сведения, в отношении этих товаров не уплачены
  • таможенные сборы и пошлины,
  • таможенный орган отправил УЭО уведомление об отсутствии в предоставленной документации необходимой информации для выпуска этих товаров.

После передачи товаров перевозчик обязан незамедлительно предоставить в таможенный орган назначения соответствующие документы, чем завершает процедуру таможенного транзита.

Сроки таможенных операций

Сроки таможенных операций, определенные Таможенным кодексом Таможенного союза со вступления его в силу 1 июня 2010 г. до настоящего времени не изменялись.

С целью сокращения временных затрат на таможенное декларирование в качестве новелл Таможенным кодексом Таможенного союза определены следующие сроки совершения таможенных операций.

Представление таможенному органу документов на регистрацию и регистрация. Пунктом 3 ст.225 ТК ТС на перевозчика возложена обязанность, в соответствие с которой после размещения транспортного средства в зоне таможенного контроля в место доставки товаров перевозчик должен в течение 1 часа с момента их прибытия в место доставки представить таможенному органу документы на регистрацию. В свою очередь, таможенный орган назначения в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов, регистрирует их подачу.

Операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием. С учетом требований ст.225 ТК ТС в месте доставки товаров (месте назначения товаров) после завершения таможенной процедуры таможенного транзита или в месте прибытия (ст. 160 ТК ТС) перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано в течение трех часов совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Статьей 169 ТК ТС определена регистрация таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 часа после подачи документов перевозчиком.

Регистрации декларации на товары. Регистрация или отказ в регистрации декларации на товары осуществляется таможенным органом в срок не более 2 часов с момента подачи ДТ.

Выпуск товаров. В силу статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

При этом выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 четырех часов с момента регистрации декларации на товары.

Статьей 196 ТК ТС также установлены условия и порядок продления указанных сроков, которые не могут превышать более 10 рабочих дней.

Статьей 201 ТК ТС введена статья «Отказ в выпуске товаров», в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и в п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Формы нетарифного контроля

Пунктом 1 (17) ст. 4 ТК ТС дано определение понятия меры нетарифного регулирования как комплекса мер по регулированию внешней торговли товарами путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера. Данные меры установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС №19 от 27.11.2010 с 1 января 2010 года вступило в силу Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г., а также Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений.

Данное соглашение устанавливает следующие принципы и порядок применения нетарифных мер в Таможенном союзе:

Применение единых мер нетарифного регулирования. В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории Таможенного союза применяются следующие единые меры нетарифного регулирования.

Количественные ограничения. Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за некоторыми исключениями, а именно:

  • в исключительных случаях могут устанавливаться запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения, либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде;
  • временные ограничения экспорта или импорта отдельных товаров реализуются путем введения лицензирования и установления квот в отношении таких товаров. Перечень товаров, в отношении которых могут устанавливаться временные количественные ограничения, определяется Комиссией таможенного союза, которая учреждена Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г.;

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии. Участники внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе не дискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Наблюдение за экспортом и (или) импортом товаров отдельных видов. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров. Процедура получения разрешений максимально упрощена и не ограничивает экспорт и (или) импорт товаров.

Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти. Срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления. Порядок выдачи и получения лицензий и разрешений установлен Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., которое вступило в силу с 1 января 2010 г.

Применение мер нетарифного регулирования

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией.

В исключительных случаях государства Таможенного союза могут в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования, предусмотренные Соглашением, на срок, не превышающий 6 месяцев.

Государство Таможенного союза, вводящее меры нетарифного регулирования в одностороннем порядке, вносит на рассмотрение Комиссии вопрос о применении аналогичных мер другими государствами Таможенного союза, а также информирует их о введении и применении таких мер.

Государства Таможенного союза, не применяющие такие меры, предпринимают усилия, необходимые для предотвращения ввоза товаров на таможенную территорию государства Таможенного союза, применяющего нетарифные меры в одностороннем порядке, из третьих стран либо вывоза товаров в третьи страны в обход указанных мер.

В случае введения государством Таможенного союза мер нетарифного регулирования в виде запрета или ограничения вывоза отечественных товаров в третьи страны другие государства Таможенного союза не допускают вывоза этих товаров без наличия лицензии и (или) разрешения.

Пропуск на общих основаниях

С 1 июля 2012 г., если сроки введения обязательного предварительного информирования не изменятся, необходимо информировать о грузе в электронной форме в сроки от 2 до 4-х часов до пересечения границы. Иначе, перевозчик будет стоять на нейтральной полосе до передачи предварительной информации.

По рекомендациям ВТО (не торговой, а таможенной) время, за которое необходимо представлять предварительную информацию при ввозе товаров, составит:

При международной перевозке морским (речным) транспортом:

  • за 24 часа до погрузки в порту отправления для товаров, перемещаемых в контейнерах;
  • за 24 часа до прибытия в первый порт на таможенной территории Российской Федерации для грузов без упаковки, перевозимых наливом, россыпью или навалом.
  • При международной перевозке воздушным транспортом:
  • в момент взлета самолета – при маршруте малой протяженности;
  • за 4 часа до прибытия в первый аэропорт на таможенной территории

Российской Федерации – при маршруте большой протяженности.

При международной перевозке железнодорожным транспортом – за 2 часа до прибытия в пункт пропуска. При международной перевозке автомобильным транспортом – за 1 час до прибытия в пункт пропуска.

Предварительное информирование перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, о ввозе товаров на территорию Таможенного союза в настоящее время носит рекомендательный характер.

Соглашением от 21 мая 2010 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" на территории ТС с 1 июля 2012 г. вводится обязательное предварительное информирование. Нормативная и техническая базы уже сформированы, есть также опыт передачи предварительной информации с помощью Интернета.

NCTS

С 1 января 2011 года при ввозе товаров в страны Евросоюза применяется обязательное предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств - членов ЕС в рамках Новой компьютеризированной транзитной системы стран ЕС (NCTS).

Предварительное информирование перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, о ввозе товаров на территорию Таможенного союза в настоящее время носит рекомендательный характер.

Целями предварительного информирования является, в том числе, ускорение прохождения товаров через таможенные границы, возможность принятия предварительных решений в отношении различных товаров, при этом таможенные службы государств-участников ТС получают возможность организовывать свою работу, исходя из предварительно принятых решений.

Соглашением от 21 мая 2010 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" на территории ТС с 1 июля 2012 г. вводится обязательное предварительное информирование. Нормативная и техническая базы уже сформированы, есть также опыт передачи предварительной информации с помощью Интернета.

Статьей 182 ТКТС определены сведения, которые должны содержаться в представленных перевозчиком документах при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе, и сведения о коде товара в соответствии с ТНВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков.

Если, принимаемые в качестве транзитной декларации документы, не содержат всех сведений, определенных пунктом 3 статьи 182 ТКТС, то недостающие сведения должны содержаться либо в прилагаемых к транзитной декларации документах, либо в следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.

Временные затраты при прохождении таможенных формальностей

Принимая во внимание, что во всех сухопутных пунктах пропуска, расположенных в Уральском федеральном округе и находящихся на российско-казахстанской государственной границе таможенные органы были с 1 июля 2011 г. ликвидированы, в зоне деятельности Управления в настоящее время функционируют семь воздушных пунктов пропуска: аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург), аэропорт г. Нижневартовск, аэропорт г. Ханты-Мансийск, аэропорт Рощино (г. Тюмень), аэропорт Баландино (г. Челябинск), Аэропорт г. Магнитогорск, аэропорт (г. Сургут).

Изменения временных затрат при прохождении таможенных формальностей в указанных аэропортах не наблюдается.

Ситуация на автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности Северо-Западного и Центрального таможенных управлений публикуется на сайте ФТС России.

Промышленная безопасность

news040419-2

Проблемы проектной подготовки горного производства

При проведении XI специализированной выставки «ГОРНОЕ ДЕЛО/UralMining’18» состоялось очередное заседание Горно-металлургического совета Уральского федерального округа по теме «Обеспеченность проектирования предприятий горно-металлургического комплекса нормативной документацией». Тематика заседания Совета сформулирована Общественным советом при Уральском управлении Ростехнадзора, которым было рекомендовано провести расширенное совещание с привлечением представителей горных предприятий и научной общественности…

Государственный надзор

news210318-5

О здоровье округа: экологическом, трудовом, финансовом

«Из года в год по результатам опросов предпринимателей проблема наличия административных барьеров остается в тройке «лидеров», – подтвердил полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимир УСТИНОВ. – Владимир Васильевич, 2017-й запомнился как Год экологии в России. Приведите примеры успешного выполнения экологических программ, заявленных предприятиями ЮФО в рамках плана мероприятий этого экологического проекта. – В рамках Года экологии Минприродой и Росприроднадзором заключены…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news121018-1

Работа под напряжением. Мировые тенденции и технологические особенности. Вопросы безопасности и охраны труда.

Летом 2016 года международную профессиональную общественность всколыхнула информация о том, что американскими компаниями AEP и QES совместно был реализован грандиозный инновационный проект по замене проводов под напряжением на двух действующих высоковольтных линиях электропередачи 354 кВ общей протяженностью несколько сот километров. Это, безусловно, был важнейший, чрезвычайно значимый шаг в развитии технологии проведения работ под напряжением. Американским коллегам удалось поднять масштаб таких работ на…

Экология

news220218-1

Разливы нефти. Новое в законодательстве

2018 год начался с нескольких аварий на нефте- и продуктопроводах. 18 января возгорание на нефтепроводе в Энгельсском районе Саратовской области. Из лопнувшей трубы (одной из возможных причин аварии в «Транснефти» называют дефект сварного шва) вытекло около 900 куб. м. нефти, вещество разлилось на 1,5 км, произошел пожар, в результате которого 36 домов пострадали в селе Красноармейское. 19 января нефть разлилась в реке Кудушлинка под Уфой из-за аварии на трубопроводе, принадлежащем компании «Башнефть-Добыча».…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…