Hовые правила таможни для участников ВЭД

С января 2011 года Евросоюз ввел обязательное предварительное информирование с использованием электронного документооборота . Этому предшествовало изменение формы таможенных деклараций. Россия идет по тому же пути.

1711-11

Вадим МЯСНИКОВ,
первый заместитель начальника Уральского таможенного управления по таможенному контролю, генерал-майор таможенной службы

Еще в январе 2009 года был налажен автоматизированный информационный обмен между таможенными службами государств - членов ЕС и ФТС России по товарам, перемещаемым по процедуре таможенного транзита - Carnet TIR. В начале 2010 года ФТС России был введен в эксплуатацию портал электронного представления сведений, который обеспечивает участнику ВЭД возможность представления в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах международной перевозки до их прибытия на таможенную территорию ТС на основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей Интернет.

В ряде случаев бумажные документы предусмотрены требованиями международного законодательства, поскольку товар в страны Таможенного союза зачастую проходит через несколько государственных границ. На бумажном носителе пока применяются такие документы, как международная товарно-транспортная накладная (CMR), Carnet TIR, Carnet ATA и ряда других. Но это особые случаи. В общем ФТС как и их коллеги и Евросоюза, придерживаются современных информационных технологий.

Объемы электронного декларирования российских предпринимателей растет. У многих предпринимателей налажена внутренняя бухгалтерская отчетность в электронном виде, и им удобней заполнить электронную декларацию. Кроме того, все участники ВЭД заинтересованы в предоставлении полных сведений на товары, что значительно облегчает прохождение таможенных процедур.

Позволю себе напомнить, что декларирование - основная функция ФТС России, в которой есть и правоохранительная составляющая. При определенном развитии событий, несоблюдение таможенных процедур может закончиться и уголовным преследованием.

Поэтому, во избежание недоразумений, всем декларантам по-прежнему следует иметь представление об изменениях таможенных правил.

Уполномоченный экономический оператор

Уполномоченный экономический оператор - юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 Таможенного кодекса Таможенного союза:

  • Временным хранением товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
  • Выпуском товаров до подачи таможенной декларации.
  • Проведением таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
  • Иными специальными упрощениями, предусмотренными таможенным законодательством Таможенного союза.

Статус уполномоченного экономического оператора (УЭО) введен статьями 38-41 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).

Ранее таможенным законодательством России, а именно ст. 68 Таможенного кодекса РФ 2004 г. (далее - ТК РФ), предусматривались таможенные упрощения, аналогичные тем, которые сейчас определены Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и предоставляются УЭО.

Деятельность уполномоченного экономического оператора основана на специальных упрощениях таможенных процедур, в результате которых значительно ускоряются таможенные операции с товарами. К таким упрощениям относятся:

  • временное хранение товаров, находящихся под процедурой таможенного контроля без включения в реестр СВХ;
  • выпуск товаров до подачи таможенной декларации;
  • проведение таможенных операций с товарами, находящимися на территории УЭО или следующими в адрес УЭО, при их ввозе на территорию РФ;
  • предварительное таможенное декларирование товаров;
  • подача неполной таможенной декларации;
  • подача периодической таможенной декларации.

Вышеперечисленные специальные упрощения уполномоченный экономический оператор имеет право применять только в отношении тех товаров, в отношении которых он является декларантом.

Таможенный транзит

Особо следует отметить упрощения процедуры завершения таможенного транзита и процедуры выпуска товаров до подачи таможенной декларации с применением предварительного таможенного декларирования.

Уполномоченный экономический оператор имеет право снять средства идентификации и поместить товары на хранение, если в течение 5 часов с момента получения документов и сведений таможенный орган назначения не известил УЭО о запрете на снятие целью проведения проверки. При отсутствии запрета перевозчик имеет право осуществить передачу товара УЭО без разрешения таможенного органа.

В этом случае УЭО обязан отослать в таможенный орган уведомление, заверенное электронно-цифровой подписью, с указанием даты и времени получения товаров. Товары считаются выпущенными с момента их передачи от перевозчика УЭО. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации, где декларантом выступает УЭО, возможен при условии, что сумма таможенных пошлин и сборов по этим товарам не превышает предоставленные УЭО гарантии оплаты.

Товары, находящиеся под процедурой предварительного декларирования, после снятия средств идентификации считаются находящимися на временном хранении в том случае, если:

  • таможенная декларация имеет неполные сведения, в отношении этих товаров не уплачены
  • таможенные сборы и пошлины,
  • таможенный орган отправил УЭО уведомление об отсутствии в предоставленной документации необходимой информации для выпуска этих товаров.

После передачи товаров перевозчик обязан незамедлительно предоставить в таможенный орган назначения соответствующие документы, чем завершает процедуру таможенного транзита.

Сроки таможенных операций

Сроки таможенных операций, определенные Таможенным кодексом Таможенного союза со вступления его в силу 1 июня 2010 г. до настоящего времени не изменялись.

С целью сокращения временных затрат на таможенное декларирование в качестве новелл Таможенным кодексом Таможенного союза определены следующие сроки совершения таможенных операций.

Представление таможенному органу документов на регистрацию и регистрация. Пунктом 3 ст.225 ТК ТС на перевозчика возложена обязанность, в соответствие с которой после размещения транспортного средства в зоне таможенного контроля в место доставки товаров перевозчик должен в течение 1 часа с момента их прибытия в место доставки представить таможенному органу документы на регистрацию. В свою очередь, таможенный орган назначения в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов, регистрирует их подачу.

Операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием. С учетом требований ст.225 ТК ТС в месте доставки товаров (месте назначения товаров) после завершения таможенной процедуры таможенного транзита или в месте прибытия (ст. 160 ТК ТС) перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано в течение трех часов совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Статьей 169 ТК ТС определена регистрация таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 часа после подачи документов перевозчиком.

Регистрации декларации на товары. Регистрация или отказ в регистрации декларации на товары осуществляется таможенным органом в срок не более 2 часов с момента подачи ДТ.

Выпуск товаров. В силу статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

При этом выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 четырех часов с момента регистрации декларации на товары.

Статьей 196 ТК ТС также установлены условия и порядок продления указанных сроков, которые не могут превышать более 10 рабочих дней.

Статьей 201 ТК ТС введена статья «Отказ в выпуске товаров», в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и в п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Формы нетарифного контроля

Пунктом 1 (17) ст. 4 ТК ТС дано определение понятия меры нетарифного регулирования как комплекса мер по регулированию внешней торговли товарами путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера. Данные меры установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС №19 от 27.11.2010 с 1 января 2010 года вступило в силу Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г., а также Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений.

Данное соглашение устанавливает следующие принципы и порядок применения нетарифных мер в Таможенном союзе:

Применение единых мер нетарифного регулирования. В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории Таможенного союза применяются следующие единые меры нетарифного регулирования.

Количественные ограничения. Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за некоторыми исключениями, а именно:

  • в исключительных случаях могут устанавливаться запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения, либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде;
  • временные ограничения экспорта или импорта отдельных товаров реализуются путем введения лицензирования и установления квот в отношении таких товаров. Перечень товаров, в отношении которых могут устанавливаться временные количественные ограничения, определяется Комиссией таможенного союза, которая учреждена Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г.;

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии. Участники внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе не дискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Наблюдение за экспортом и (или) импортом товаров отдельных видов. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров. Процедура получения разрешений максимально упрощена и не ограничивает экспорт и (или) импорт товаров.

Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти. Срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления. Порядок выдачи и получения лицензий и разрешений установлен Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., которое вступило в силу с 1 января 2010 г.

Применение мер нетарифного регулирования

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией.

В исключительных случаях государства Таможенного союза могут в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования, предусмотренные Соглашением, на срок, не превышающий 6 месяцев.

Государство Таможенного союза, вводящее меры нетарифного регулирования в одностороннем порядке, вносит на рассмотрение Комиссии вопрос о применении аналогичных мер другими государствами Таможенного союза, а также информирует их о введении и применении таких мер.

Государства Таможенного союза, не применяющие такие меры, предпринимают усилия, необходимые для предотвращения ввоза товаров на таможенную территорию государства Таможенного союза, применяющего нетарифные меры в одностороннем порядке, из третьих стран либо вывоза товаров в третьи страны в обход указанных мер.

В случае введения государством Таможенного союза мер нетарифного регулирования в виде запрета или ограничения вывоза отечественных товаров в третьи страны другие государства Таможенного союза не допускают вывоза этих товаров без наличия лицензии и (или) разрешения.

Пропуск на общих основаниях

С 1 июля 2012 г., если сроки введения обязательного предварительного информирования не изменятся, необходимо информировать о грузе в электронной форме в сроки от 2 до 4-х часов до пересечения границы. Иначе, перевозчик будет стоять на нейтральной полосе до передачи предварительной информации.

По рекомендациям ВТО (не торговой, а таможенной) время, за которое необходимо представлять предварительную информацию при ввозе товаров, составит:

При международной перевозке морским (речным) транспортом:

  • за 24 часа до погрузки в порту отправления для товаров, перемещаемых в контейнерах;
  • за 24 часа до прибытия в первый порт на таможенной территории Российской Федерации для грузов без упаковки, перевозимых наливом, россыпью или навалом.
  • При международной перевозке воздушным транспортом:
  • в момент взлета самолета – при маршруте малой протяженности;
  • за 4 часа до прибытия в первый аэропорт на таможенной территории

Российской Федерации – при маршруте большой протяженности.

При международной перевозке железнодорожным транспортом – за 2 часа до прибытия в пункт пропуска. При международной перевозке автомобильным транспортом – за 1 час до прибытия в пункт пропуска.

Предварительное информирование перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, о ввозе товаров на территорию Таможенного союза в настоящее время носит рекомендательный характер.

Соглашением от 21 мая 2010 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" на территории ТС с 1 июля 2012 г. вводится обязательное предварительное информирование. Нормативная и техническая базы уже сформированы, есть также опыт передачи предварительной информации с помощью Интернета.

NCTS

С 1 января 2011 года при ввозе товаров в страны Евросоюза применяется обязательное предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств - членов ЕС в рамках Новой компьютеризированной транзитной системы стран ЕС (NCTS).

Предварительное информирование перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, о ввозе товаров на территорию Таможенного союза в настоящее время носит рекомендательный характер.

Целями предварительного информирования является, в том числе, ускорение прохождения товаров через таможенные границы, возможность принятия предварительных решений в отношении различных товаров, при этом таможенные службы государств-участников ТС получают возможность организовывать свою работу, исходя из предварительно принятых решений.

Соглашением от 21 мая 2010 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" на территории ТС с 1 июля 2012 г. вводится обязательное предварительное информирование. Нормативная и техническая базы уже сформированы, есть также опыт передачи предварительной информации с помощью Интернета.

Статьей 182 ТКТС определены сведения, которые должны содержаться в представленных перевозчиком документах при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе, и сведения о коде товара в соответствии с ТНВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков.

Если, принимаемые в качестве транзитной декларации документы, не содержат всех сведений, определенных пунктом 3 статьи 182 ТКТС, то недостающие сведения должны содержаться либо в прилагаемых к транзитной декларации документах, либо в следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.

Временные затраты при прохождении таможенных формальностей

Принимая во внимание, что во всех сухопутных пунктах пропуска, расположенных в Уральском федеральном округе и находящихся на российско-казахстанской государственной границе таможенные органы были с 1 июля 2011 г. ликвидированы, в зоне деятельности Управления в настоящее время функционируют семь воздушных пунктов пропуска: аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург), аэропорт г. Нижневартовск, аэропорт г. Ханты-Мансийск, аэропорт Рощино (г. Тюмень), аэропорт Баландино (г. Челябинск), Аэропорт г. Магнитогорск, аэропорт (г. Сургут).

Изменения временных затрат при прохождении таможенных формальностей в указанных аэропортах не наблюдается.

Ситуация на автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности Северо-Западного и Центрального таможенных управлений публикуется на сайте ФТС России.

Промышленная безопасность

news121219-1

История становления горного надзора в России

Конец ХVII века в мировой истории определен как период бурного развития мануфактур. Данный процесс не обошел и ремесло горного промысла, которое уверенно развивалось благодаря добыче угля, железной руды, золота, серебра, соли, цветных металлов. В этот период на шахтах широко применяется деревянная крепь, используются охранные целики, выработанное пространство закладывается породой, отрабатываются гнездовые залежи руд, расположенные на небольшой глубине, горные работы в зимнее время производятся без крепления,…

Государственный надзор

news210318-5

О здоровье округа: экологическом, трудовом, финансовом

«Из года в год по результатам опросов предпринимателей проблема наличия административных барьеров остается в тройке «лидеров», – подтвердил полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимир УСТИНОВ. – Владимир Васильевич, 2017-й запомнился как Год экологии в России. Приведите примеры успешного выполнения экологических программ, заявленных предприятиями ЮФО в рамках плана мероприятий этого экологического проекта. – В рамках Года экологии Минприродой и Росприроднадзором заключены…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news081119-1

Борьба с нефтегазовым фонтанами

Одной из сложнейших аварий 1-й категории в нефтегазовой отрасли являются открытые газоконденсатные и нефтегазовые фонтаны на скважинах, которые наносят значительный экологический ущерб окружающей среде, техническим ресурсам, приводят к колоссальным убыткам организаций, ведущих добычу, строительство и ремонт скважин. «Наша компания уже много лет занимается предупреждением возникновения и ликвидацией подобных аварий», – рассказывает Руслан БАКЕЕВ, заместитель генерального директора – главный инженер ООО…

Экология

news220218-1

Разливы нефти. Новое в законодательстве

2018 год начался с нескольких аварий на нефте- и продуктопроводах. 18 января возгорание на нефтепроводе в Энгельсском районе Саратовской области. Из лопнувшей трубы (одной из возможных причин аварии в «Транснефти» называют дефект сварного шва) вытекло около 900 куб. м. нефти, вещество разлилось на 1,5 км, произошел пожар, в результате которого 36 домов пострадали в селе Красноармейское. 19 января нефть разлилась в реке Кудушлинка под Уфой из-за аварии на трубопроводе, принадлежащем компании «Башнефть-Добыча».…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…