Анализ рисков в процессе проведения инструктажа по охране труда
Порядок проведения инструктажа по охране труда регламентирован постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций”.
Кроме вводного инструктажа по охране труда, на предприятиях проводятся: первичный инструктаж на рабочем месте, повторный инструктаж, внеплановый инструктаж, целевой инструктаж.
Проведение инструктажа по охране труда включает в себя:
- ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами;
- изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;
- проверку навыков применения безопасных методов и приемов выполнения работ.
Несмотря на то, что профессиональные инструктажи являются одним из основных способов предотвращения травматизма, анализ их проведения показывает, что на многих предприятиях первичному инструктажу уделяется серьезное внимание, а вот повторный инструктаж часто проводится формально.
Проведение вводного инструктажа фиксируется в журнале регистрации вводного инструктажа. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи документально оформляются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте. Полнота проведения инструктажа подтверждается подписями работника, прошедшего инструктаж, и работников, уполномоченных на его проведение.
Ряд аварий в потенциально опасных отраслях промышленности, в т. ч. на атомной станции в Японии, заставляет задуматься о том, что принцип “реагировать и исправлять”, являющийся основным в концепции “техники безопасности”, не отвечает требованиям времени. Ориентирование техники безопасности на источник опасности, наращивание количества систем безопасности без устранения возможных причин аварий и несчастных случаев, концентрация внимания лишь на “узких местах” производства и произошедших инцидентах ставит специалистов по охране труда в положение пожарной команды, лихорадочно реагирующей на кризисные ситуации, используя метод проб и ошибок.
Выходом из создавшегося положения является концепция приемлемого риска, в основе которой – принцип “предвидеть и предупреждать”. Данная концепция возникла за рубежом, и многие годы тщательно оберегалась как “ноу-хау”, обеспечивающее устойчивое развитие предприятия. Концепция приемлемого риска основана на знании объективно существующих опасностей, законов природы, физико-химических закономерностей развития аварии и снижении обусловленного ими ущерба.
Таким образом, инструктаж должен быть ориентирован на анализ, устранение, снижение и управление профессиональным риском на производстве. При этом необходимо учитывать, что уровень риска при работе с вредными и опасными производственными факторами признается приемлемым в том случае, если возможный ущерб здоровью работника и окружающей среде намного ниже получаемой выгоды в виде материальных и социальных благ, а человечество или общество в целом готово пойти на риск производства. Выявление опасностей в процессе инструктажа позволяет работникам оценить риск и степень защиты.
В процессе инструктажа необходимо ответить на 5 вопросов: что, зачем, кто, когда и как должен делать при исполнении трудовых обязанностей.
Ответ на первый вопрос – “что?” предусматривает четкое разделение процедур выполнения работ, а именно указание видов выполняемых работ и их последовательности.
Например, трудовым договором и производственной инструкцией определено, что работник механического цеха выполняет несколько видов работ: заточку, фрезерные, токарные.
Работник должен быть проинструктирован по каждому из перечисленных видов работ. При этом для каждого вида работ выделяют:
- процедуры подготовки к выполнению работы (начало);
- процедуры во время выполнения работы;
- процедуры по окончании работ;
- действия в аварийной ситуации.
Для каждой профессии по выполнению каждого вида работ на предприятии должна быть утверждена инструкция по охране труда, а также стандарт выполнения работ и (или) технологический регламент производства (и (или) технологическая карта выполнения работ). Инструкция по охране труда может быть интегрированной или отдельной по каждой профессии и каждому виду работ, но в любом случае она должна содержать требования к безопасным приемам и методам выполнения работ, распределению полномочий на всех этапах работы, а также предусматривать правила безопасности для любой ситуации, в т. ч. обеспечивать защиту от “дурака”.
Номера инструкций, знание которых проверяется во время инструктажа, указываются в журнале регистрации инструктажа. В установленных случаях предусмотрено проведение внепланового и целевого инструктажа, а также выдача наряда-допуска на производство работ.
Действия, выполняемые на каждом из этапов работ (при подготовке к работе, в процессе ее исполнения, по окончании работы, в аварийной и чрезвычайной ситуациях) – разные, поэтому и процедуры безопасности отличаются. При этом необходимо помнить, что процедуры управления остановкой и окончанием работ имеют приоритет над управлением пуском. В аварийной ситуации нужно действовать быстро и четко, а перед началом выполнения работ обычно возможно или даже необходимо выполнить простую процедуру – “Остановись и подумай: все ли учтено?”.
В начале рабочей смены руководителю работ, а также любому исполнителю рекомендуется потратить несколько минут на выполнение следующих действий по безопасности:
- оценка безопасности рабочей площадки, здания, сооружения, рабочей зоны;
- оценка безопасности оборудования и применяемых инструментов;
- оценка требований безопасности при работе с химическими материалами, заготовками, препаратами;
- оценка состояния здоровья персонала и допуска работника к выполнению работ.
Таким образом, необходимо оценить изменения, произошедшие за то время, пока руководитель работ отдыхал или отсутствовал. Высококвалифицированный руководитель работ делает эту работу, как говорится, “на автомате”.
“Остановись и подумай!” означает: оцени опасности, риски, способы защиты, последовательность действий и только после этого приступай к выполнению задачи. Известны многочисленные несчастные случаи, произошедшие из-за того, что работник не подумал и перепутал оборудование, инструменты или в начале смены не получил предписанные средства индивидуальной защиты.
Так, на одном из химических предприятий ремонтные рабочие вместо сосуда с безопасным веществом по ошибке открыли аппарат с серной кислотой, в результате чего получили смертельный ожог. Аналогичные ошибки допускаются электротехническим и ремонтным персоналом, когда им не оценивается обстановка и не проверяется наличие тока в ремонтируемой линии или когда обесточивается не та электрическая линия, запускается оборудование, еще находящееся в ремонте. Часто включение электротока или технологических схем неуполномоченным персоналом приводит к гибели рабочих. А ведь требования безопасности предписывают до начала выполнения работ вывешивать знаки безопасности: как запрещающие выполнение определенных действий и предупреждающие об опасности, так и предписывающие, указывающие и подтверждающие безопасность.
Согласно Техническому регламенту о безопасности машин и оборудования (утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 № 753; далее – Технический регламент о безопасности машин и оборудования), вступившему в силу в сентябре 2010 г., на каждом аппарате, машине действующего производства обязательно должен быть указан номер, соответствующий технологической схеме производства, и знак маркировки находящегося в сосуде химического вещества или смеси. В приведенном выше примере на аппарате с серной кислотой отсутствовал знак, предупреждающий о наличии в сосуде коррозионно-опасного вещества, который уведомил бы рабочих об опасности.
Травмируются работники и в процессе работы с движущимися частями машин и оборудования, при этом часто из-за того, что специально выводят из строя имеющиеся блокировки, предохраняющие от несанкционированного пуска.
Известен случай гибели в цеху двух работниц, в нарушение правил хранивших в ночную смену выданные им противогазы не на рабочем месте, а в личном шкафчике в гардеробной, хотя работа без соответствующих средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) была запрещена. Во время аварии женщины не сумели воспользоваться аварийным выходом из рабочей зоны, т. к. тот был захламлен, и были вынуждены идти через аварийную зону. А поскольку противогаза у работниц не было, то они отравились токсичными веществами.
Сотрудник предприятия, проводящий инструктаж, должен знать, что ношение СИЗ часто вызывает дискомфорт, и, чтобы работник постоянно применял СИЗ, необходимо внушать ему мысль о приоритете сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, акцентировать его внимание на опасностях, наносящих вред здоровью и жизни человека, и необходимости применения соответствующей защиты.
Вопрос “зачем проводится инструктаж?” связан с политикой предприятия в области охраны труда. Чтобы приносить пользу, инструктаж должен проводиться с целью закрепить у работника навыки безопасной работы.
Процедура организации инструктажа подразумевает необходимость выполнения определенных действий для ответа на вопросы “кто?” и “когда?”. Это – составление графика проведения инструктажа с указанием времени его проведения, а также издание приказа, содержащего перечни лиц, которые проходят инструктаж и проводят его. Периодичность проведения инструктажа регламентируется государственными нормативными требованиями к конкретному производству. Лица, уполномоченные проводить инструктаж, должны быть обучены в установленном законом порядке. Для разовых, вредных и опасных работ необходимо проводить целевой инструктаж.
Наибольшие затруднения обычно вызывает ответ на вопрос “как проводить инструктаж?”. Именно на этом этапе организации работы рекомендуется определить профессиональные, технические, пожарные и экологические риски.
В международном стандарте OHSAS 18001:2007 “Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья.
Требования” (Occupational Health and Safety Management Systems. Requirements) отмечено, что оценка риска начинается с идентификации опасностей, причин реализации опасностей в аварии и несчастные случаи, выявления признаков аварийной ситуации. Таким образом, прежде чем начать действовать, работник должен задать себе три вопроса:
существует ли источник вреда и опасности;
кому (чему) может быть нанесен вред;
каким образом это может произойти?
ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ
Основные опасности можно разделить на следующие четыре группы.
1. Опасные здания, сооружения и рабочие площадки, работы на высоте или в ямах, подземные работы, возможность защемления, загромождения проходов, правильность складирования, работы на нескольких вертикальных уровнях, скольжение (падение) на горизонтальной поверхности, соответствие и исправность освещения, ограждений и их наличие, наличие в рабочей зоне автоили железнодорожных путей, пешеходных дорожек, линий электропередач, проводимых рядом опасных (например, газоопасных, взрывоопасных) работ и т. д.
2. Опасное оборудование и машины: их травмоопасные элементы, движущиеся части аппаратов и машин, сосуды под давлением или с вакуумом, грузоподъемные механизмы, технические устройства, обуславливающие появление вредных физических факторов рабочей среды (шум, вибрация и ультраили инфразвук, высокие температуры или холод, электрический ток и электромагнитные поля, высокое напряжение, излучения и т. д.), нарушение сроков планово-предупредительного ремонта оборудования, поверки средств измерения, контроля и регулирования, нарушение сроков диагностики и срока службы аппарата, соответствие инструментов вредной и опасной работе и т. д.
3. Опасные вещества и материалы: использование взрывоопасных, легковоспламеняющихся, горючих, окисляющих, инфекционных, коррозионно-опасных, токсичных (ядовитых), радиоактивных веществ и аэрозолей фиброгенного действия, наличие маркировки, этикетки на таре и на аппарате, герметичность установки и целостность тары, штабелирование, наличие соответствующих средств защиты для обращения с опасными веществами, в т. ч. вентиляции, кондиционирования, средств для перелива, транспортирования и т. д.
4. Опасные действия и процедуры: необученный персонал, отсутствие навыков безопасного выполнения работы, работа без инструктажа на рабочем месте или разового инструктажа, работа без наличия и изучения инструкции ее безопасного выполнения, несоответствующие процедуры, связанные с вводом в эксплуатацию, процессом, техническим обслуживанием, модификацией, ремонтом и демонтажем, работы в установленных нормативными правовыми актами случаях без наряда-допуска, работа без СИЗ, монотонная и (или) напряженная работа, отклонения в здоровье работника, стресс, оскорбительные действия в отношении персонала, незапланированные действия и т. д.
Для обеспечения безопасности необходимо четко разграничивать понятия “опасность”, “причины, приводящие к инциденту, аварии или несчастному случаю”, “последствия”.
Рассмотрим пример, характеризующий указанные понятия. Выявлена опасность – взрывоопасное, токсичное вещество (природный газ), которое может образовывать взрывоопасную, токсичную смесь с воздухом.
Одной из причин образования взрывоопасной смеси является разгерметизация оборудования, образование взрывоопасной смеси в концентрационных границах взрываемости вещества. Последствиями образования взрывоопасной среды для бизнеса являются взрыв, авария, разрушение аппарата и рядом стоящих аппаратов и сооружений, пожар, осколочные поля, ударная волна, выброс токсичных веществ. Возможные последствия образования взрывоопасной, ядовитой смеси для работника – травма, ожог, отравление, гибель, а для экологии – загрязнение окружающей среды.
После выявления опасностей, причин их реализации в инцидент (аварию) и последствий необходимо проанализировать методы защиты от каждой опасности, возможные причины инцидента (аварии), а также способы локализации и ликвидации его последствий. Оценка рисков направлена на предотвращение возможной аварийной ситуации и защиту здоровья персонала.
Инструктаж предполагает проверку знаний признаков нарождающейся аварийной ситуации, причин ее возникновения.
Например, появившийся посторонний шум или стук говорит о приближении или возникновении аварийной ситуации и необходимости аварийной остановки агрегата. Появление необычного шума может также свидетельствовать о разрушении трубопровода пара. Посторонний, вновь возникший шум при наличии движущихся частей в аппаратах указывает на возникновение поломки, увеличение вибрации, появление искрения. Появление капели на трубопроводе или перелив жидкости, покраснение обечайки аппарата, обледенение предохранительного клапана, провисание конвейера, прогнившие полы и лестницы также указывают на возникновение опасности аварии. Приближение параметров рабочей среды к максимально (минимально) допустимому значению (к красной линии) на приборах контроля и регулирования, применяемых в технологических агрегатах, предполагает усиление внимания к технологическому процессу и свидетельствует о необходимости выполнения процедур защиты с учетом быстродействия средств управления производством, существующего запаса между регламентированными показателями и критическими параметрами процесса.
Работник должен быть уверен в своей защите, т. е. должен быть осведомлен о надежности, точности и быстродействии автоматических средств контроля и управления производством. Работник обязан четко знать свои действия в случае срабатывания звуковой и световой сигнализации о возникновении аварийной ситуации, средств мониторинга производственной среды. Навыки работника по предотвращению аварии и несчастного случая должны проверяться во время повторного инструктажа. При этом должны проверяться именно навыки предотвращения, локализации и ликвидации аварийной ситуации, а не только теоретические знания.
В последнее время появились новые часто встречающиеся опасности – перебои в подаче электроэнергии и воды. На опасных производственных объектах согласно нормативным требованиям должно иметься не менее трех независимых источников электроэнергии (стационарный источник, блок безаварийного и дополнительного питания) и двухконтурная система водои пароснабжения. При этом независимые источники энергоснабжения должны покрыть нагрузки всех потребителей, которые предназначены для безаварийной остановки. Также должен быть ограничен или предотвращен допуск на рабочие площадки посторонних лиц, приняты меры по предотвращению терроризма.
В системах противоаварийной защиты (далее – ПАЗ) и управления технологическими процессами должно быть исключено их срабатывание от случайных и кратковременных сигналов нарушения нормального хода технологического процесса, в т. ч. и в случае переключения на резервный или аварийный источник электропитания.
Системы ПАЗ, а также связи и оповещения маркируются с нанесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение, величины установок защиты, критические значения контролируемых параметров. Знание указанных величин закрепляется во время инструктажа. Надежность ПАЗ обеспечивается дублированием или троированием средств управления процессом, их оптимальной временной и функциональной избыточностью, наличием систем диагностики и самодиагностики.
К сожалению, в утвержденных методиках проведения анализов в целях производственного контроля и аттестации рабочих мест по условиям труда отсутствуют методы статистической обработки результатов измерений с применением методов оптимального планирования эксперимента, а также приемы и способы исследования, получившие признание в цивилизованном мире и позволяющие адекватно и быстро определить и оценить соответствие результатов анализов реальным условиям труда.
Процедура аттестации рабочих мест является дорогой, хотя внедрение хорошо известных исследователям методов оптимального планирования экспериментов с применением приемов статистической математики позволяет при значительном снижении стоимости работ увеличить точность результата и уменьшить количество замеров.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании” (далее – Закон № 184-ФЗ) четко разделил на законодательном уровне вопросы охраны труда, регламентированные Трудовым кодексом РФ, и вопросы безопасности. Залог безопасности – доброкачественный проект, высокие технологии и высококвалифицированный персонал. Отсутствие любого из этих элементов может привести к аварии или несчастному случаю. Понимание того, за счет чего конкретное предприятие обеспечивает свою безопасность, позволяет владеть эффективными способами ее повышения.
Согласно Закону № 184-ФЗ все виды продукции (оборудование, машины, вещества, материалы и т. п.) должны иметь паспорт безопасности, этикетку и маркировку. Таким образом, основой для идентификации рисков в химическом производстве может служить маркировочный знак, паспорт безопасности сырья и категория производственного объекта.
С 2010 г. введена в действие маркировка продукции с помощью технологии радиочастотной идентификации (далее – технология RFID), позволяющей управлять прослеживаемостью с помощью системы радиоидентификации (радиоинтерфейс – опрашивающее устройство и радиометка). Технология RFID позволяет потребителю оценить подлинность применяемой продукции, а производителю – правильность ее использования, что безусловно повышает безопасность.
Теории аварийного риска, обусловленного функционированием промышленных объектов, возникли и развиваются вследствие обеспокоенности населения и властных структур увеличением числа крупных техногенных катастроф. Однако малые аварии и легкие несчастные случаи также наносят ущерб как производству, так и самому работнику и его семье.
Аварии, несчастные случаи и гибель работников на производстве обуславливают необходимость ускорения внедрения методологии анализа риска как современного способа управления безопасностью производства.
Анализ риска позволяет выявить наиболее уязвимые элементы производства, определить уровень защиты персонала от каждой опасности. Необходимо осознать, что вредные условия труда и ошибочные действия персонала могут привести к потере здоровья, преждевременной смерти, профессиональным заболеваниям. Никакие компенсации за причиненный в процессе трудовой деятельности вред здоровью не могут сравниться по своей пользе для работника и предприятия с методами коллективной защиты, оптимизации, снижения и устранения риска.
Таким образом, внедрение концепции оценки риска позволяет повысить эффективность инструктажа на рабочем месте и обеспечить устойчивое конкурентоспособное развитие предприятия.
Источник: http://www.trudohrana.ru