Минимизация финансовых рисков в условиях кризиса
Статья опубликована в журнале ЭНЕРГОНАДЗОР №5 (69) Май 2015 г.
Вопросы обеспечения теплоснабжения качественной продукцией и услугами уже давно стали одним из ключевых аспектов развития отрасли. В кризисной ситуации, когда растут цены, соблазн купить их подешевле «про запас» вполне естественен. Внимание предъявляемым к приобретаемому товару требованиям и нормам качества уходит на второй план, в результате появляется реальная угроза значительных финансовых потерь.
Первая отраслевая, антикризисная…
Весьма важно противопоставить этому желанию следующий принцип – закупать нужно то, что впоследствии будет наиболее эффективно применено.
Как члена Общественного совета при Ростехнадзоре, меня беспокоит, что предприятия будут покупать впрок как раз те продукты и услуги, которые могут ухудшить состояние энергетической отрасли страны.
Как руководитель экспертной секции «Теплоснабжение» Консультативного совета при председателе Комитета Госдумы Российской Федерации по энергетике, я всеми силами способствую продвижению серьезных инициатив, которые способствуют определению путей развития и преобразования отечественного теплоснабжения в стабильный и эффективный бизнес.
Мы подготовили и отправили обращение к губернаторам всех 85 субъектов России, основная задача которого не только вовлечь в законодательный процесс региональные органы власти, специалистов систем теплоснабжения для формирования предложений по совершенствованию нормативных правовых актов с учетом соблюдения интересов региональной теплоэнергетики, но и способствовать тиражированию тех проектов, которые заслуживают внимание практиков.
12 марта этого года на экспертной секции обсуждался и был единогласно поддержан проект Некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» «Отраслевая электронная торговая площадка (ЭТПТ) в сфере теплоснабжения как инструмент обеспечения качества и снижения рисков в условиях кризиса», цель которого нивелировать значительные финансовые потери предприятий отрасли при приобретении продуктов и услуг. Базисные условия организации закупок на отраслевой электронной площадке основаны на ресурсе Системы качества НП «Российское теплоснабжение».
ЭТПТ предлагает комплексное информационное обеспечение по закупкам, конкурсам, аукционам, торгам и тендерам на территории Российской Федерации в удобном для пользователя виде, упорядоченное по регионам, отраслям и типам торгов (тендеры, запрос котировок, открытый аукцион), с расширенным поиском по параметрам, ключевым словам в названии и описании закупки и прикрепленным к закупке документам.
Как предполагается, информационная система всех электронных торговых площадок структурирует под единый формат заявки все данные, поступающие с нескольких тысяч сайтов, благодаря чему поиск по всей информации реализован в «одном окне». Кроме того, автоматически классифицирует закупки по типам, регионам и отраслям, указывает для каждой закупки точную дату окончания подачи заявки, размещает всю документацию на своих серверах, что полностью исключает сбои в работе. А также – проводит рассылку интересующей информации по электронной почте.
Но пока не было и нет профильных, специализированных под нужды теплоснабжения, обеспечивающих привлечение критической массы заказчиков из одной отрасли электронных торговых площадок.
Заказчик должен стать лидером
Сегодня, по нашему мнению, рынок на электронных торгах устроен так, что поставщик диктует условия заказчику. Соблюдать для развития отрасли интересы обеих сторон – задача не из легких. Невозможно регулировать, тем более влиять на баланс отношений (если можно говорить об отношениях в рамках огромного интернет-массива), гибко реагировать на изменения внешней среды, формировать оптимальный резерв товарных запасов, работать в условиях фиксированных цен/лизинговых программ и т.п.
Отраслевая торговая площадка – это инструментарий, предусматривающий непрерывное
усовершенствование, предотвращение дефектов и сокращение изменений и расходов в цепи поставщик – заказчик. Это организация специализированного профильного торгового ресурса в едином информационном поле на основе единых требований в рамках действующего законодательства (ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223). Она должна стать мощным рычагом управления качеством рынка, перспективным направлением антикризисного реагирования, а также существенным фактором выживания средних и небольших организаций – производителей и поставщиков продукции и услуг для теплоснабжения, механизмом соорганизации интересов участников отношений в сфере тепло снабжения.
Эта торговая платформа оптимизирована только под закупки в сфере теплоснабжения. Регулирование поставщиков и производителей, допущенных на ЭТПТ, осуществляется через Реестр надежных партнеров Системы Качества НП «Российское теплоснабжение», пополняемый на основе рекомендаций теплоснабжающих организаций. Процедура закупок товаров, работ и услуг для всех участников торгово-закупочного процесса основана на едином алгоритме программного комплекса, разработанном для нужд одной отрасли. Ее функционирование станет дополнительной гарантией стабильной работы теплоснабжающих организаций и источником обеспечения надежного теплоснабжения поселений Российской Федерации.
«Якорные» участники готовы к выходу на ЭТПТ
Среди основных сервисов, предоставляемых электронной торговой площадкой теплоснабжения заказчикам и поставщикам, – электронный Каталог товаров и производителей с указанием параметров, технических характеристик товара и ценового диапазона, оказание консультативной помощи при формировании профильной конкурсной документации и оформлении сделок, возможность пакетирования заявок. Плюс к этому – возможность оптимизации планирования закупок и складских запасов, в том числе размещение информации о невостребованном профильном оборудовании, доступа к оформлению обеспечительного платежа, открытия кредитной линии на спецусловиях, обеспечения страхования сделок и многое другое.
ЭТПТ имеет семь сервисных модулей – ведение Реестра надежных участников торгово-закупочного процесса, интерактивные программы взаимодействия с ними, комментарийная программа и качественные инструменты ее анализа. А также – модули управления потоками участников торгово-закупочного процесса и их компетенции, вебинары, программы мониторинга и сопровождения.
В качестве механизмов вовлечения регионов в создание и развитие ЭТПТ предполагается проведение на территории ее якорных участников выездных сессий экспертной секции «Теплоснабжения», создание региональных объединений участников торгово-закупочного процесса на электронной торговой площадке и другие.
Потенциальные якорные потребители электронной торговой площадки теплоснабжения, к примеру, в Республике Татарстан – МУП ПО «Казэнерго», ОАО «Казанская теплосетевая компания», ОАО «Генерирующая компания», ООО «Таттеплоизоляция», ООО «ПКП «Таттеплотруба», Приволжский филиал ОАО «Внипиэнергопром», филиал ОАО «Генерирующая компания Набережночелнинские тепловые сети», ООО «Система РУС» и другие.
Состав потенциальных якорных участников торгово-закупочной деятельности уже определен в Челябинской области – это ОАО «Уральская теплосетевая компания», МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети», ООО «ЮжУралТеплоПрибор», ООО «Интерполис», ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой», ООО «ИНТЕРМЕТ», ООО «АЛСО».
Всего на данном этапе формирования электронной торговой площадки теплоснабженияпроект поддержали уже 127 предприятий Российской Федерации, участников торгово-закупочной деятельности в сфере теплоснабжения.
Механизм отбора надежных поставщиков предполагает наличие у регионального пуласистемы контроля соответствия продукции, работ, услуг требованиям заказчика.
Внедрение электронной торговой площадки теплоснабжения предполагает три основных срока подготовки. Первый –1-2 кварталы текущего года – составление бизнес-плана, анализ рынков ЭТП и IT-платформ, план привлечения клиентов, расчет бюджета и прогноз рентабельности проекта. Второй – вторая половина 2015 года и первая 2016-го – оптимизация расходов проекта, выявление и минимизация бизнес-рисков, работа с «якорными» потребителями, учет недоработок. И третий – с 3-го квартала 2016 года – использование наработок первой и второй стадий для успешного развития, переход стартапа в реальный раскрученный проект со сложившейся клиентурой и отработанными бизнес-связями.