Система контроля качества на защите интересов СРО
Энергоаудит – основа энергосбережения. От результатов его проведения зависят экономические показатели реализации энергосберегающих мероприятий на объекте.
В соответствии с требованиями Федеральных законов № 315 от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» и № 261 от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в некоторых СРО ведется экспертиза энергетических паспортов и отчетов об энергетическом обследовании. Это так называемая система контроля качества (СКК).
Необходимость введения системы контроля качества подтверждается и тем, что более 90% энергетических паспортов не проходят проверку соответствия требованиям федерального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Это происходит по разным причинам. В их числе – наличие значительного количества энергоаудиторских организаций с малым опытом работы, неполная и постоянно дополняющаяся нормативная база, недостаточное финансирование работ по проведению энергетических обследований, отсутствие ценников. Кроме того, работы по СКК позволяют обеспечить защиту интересов СРО в части недопущения выплат из компенсационного фонда за счет обеспечения надлежащего качества проведения энергетических обследований.
СКК представляет собой комплекс мероприятий, регламентированный правилами и стандартами СРО, и может быть построена по разным принципам: где-то – за счет работы экспертной группы, где-то – за счет услуг экспертных организаций, выбранных в соответствии с Положениями о контроле качества.
По данным Ассоциации рационального использования энергоресурсов «Межотраслевой ассоциации энергоэффективности и нормирования», в СРО НП «Объединение независимых энергоаудиторских и энергоэкспертных организаций» принцип проведения обследований реализован за счет оказания услуг экспертными организациями, выбранными на конкурсной основе.
Данный подход позволяет в значительной мере упорядочить требования, предъявляемые к экспертным организациям СКК и процессам проведения экспертизы, а также регламентировать взаимоотношения между СРО, экспертными и энергоаудиторскими организациями.
За короткий период работы СКК в СРО данного некоммерческого партнерства с 1 февраля по 1августа 2011 года удалось достичь неплохих результатов. На основании проведенного конкурсного отбора выбраны две экспертные организации, которые в настоящий момент проводят экспертизу энергетических паспортов, направляемых в СРО. Кроме того, экспертные организации провели более 500 экспертиз энергетических заданий на проведение энергетических обследований, отчетов, энергетических паспортов, программ энергосбережения. Подготовлены экспертные заключения, проводится корректировка энергопаспортов в соответствии с требованиями приказа Минэнерго России № 182. Прошли экспертизу и получили регистрационный номер в СРО 450 паспортов. В Минэнерго России передано 250 энергопаспортов.
Ассоциация рационального использования энергоресурсов «Межотраслевой ассоциации энергоэффективности и нормирования» приступила к систематизации результатов работы СКК в части анализа ошибок при заполнении энергетических паспортов, сбору данных о характере обследуемых объектов и перечня рекомендованных мероприятий по энергосбережению. Отмечено, что основными нарушениями являются: несоблюдение требований о заполнении обязательных форм энергетического паспорта, внесение в формы энергопаспортов некорректных сведений или их полное отсутствие, математические и орфографические ошибки, ошибки в расчетах.
По данным ассоциации, работа по внедрению системы контроля качества ведется фактически во всех организациях некоммерческого партнерства, получивших статус СРО в области энергетического обследования. Это должно повлиять на полноту проводимых энергетических обследований и стать основой всестороннего, комплексного и оптимального подхода к энергосбережению.