Не частный случай. Противодействие бездействию
Осенью 2010 года силами инспекторов общественного экологического контроля общественной организации ХМАО – Югры «Эконадзор» на объектах Самотлорского месторождения ОАО «Самотлорнефтегаз» были обнаружены ненадлежащим образом эксплуатируемые шламовые амбары, а также ряд нефтезагрязнений. Экологи предложили нефтяной компании предоставить информацию о мерах по устранению данных нарушений. Нефтяники сообщили, что не обязаны заниматься ликвидацией обнаруженных шламников и нефтезагрязнений, поскольку оные являются «историческим наследием» – результатом хозяйственной деятельности предыдущего недропользователя.
Термин «историческое наследие», хоть и звучит довольно убедительно, фактически никакой силы не имеет: природоохранное законодательство Российской Федерации не предусматривает подобной терминологии, и в соответствии со статьями 46 и 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязанности по проведению производственного экологического контроля и по рекультивации нарушенных и загрязненных земель возложены на субъектов хозяйственной деятельности. Иными словами независимо от того, кто образовал загрязнения на землях, убирать их все равно придется тому, кто в данный момент их эксплуатирует.
Специалисты «Эконадзора» напомнили нефтяникам об этом факте, но никакой реакции с их стороны не последовало, в связи с чем материалы общественного экологического контроля были переданы в Управление Росприроднадзора по ХМАО – Югре вместе с заявлением о привлечении ОАО «Самотлорнефтегаз» к административной ответственности согласно статье 8.1 КоАП РФ за нарушение требований природоохранного законодательства.
В отношении ОАО «Самотлорнефтегаз» ведомством были возбуждены дела об административных правонарушениях и проведены административные расследования, по результатам которых нефтегазодобывающая компания была, наконец, привлечена к административной ответственности.
Нефтяники, впрочем, не согласились с постановлениями природоохранного ведомства, и с требованием признать их незаконными обратились в суд. Когда суд первой инстанции не поддержал данное требование и решил оставить постановления Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре без изменений (решение по делу A75-3255/2011, A75-3273/2011, A75-3276/2011), нефтяники попытались обжаловать решения суда. В своих требованиях они опирались на следующие аргументы:
- шламовый амбар в районе скважин куста № 988 Самотлорского месторождения был образован в 80-е годы, то есть до создания ОАО «Самотлорнефтегаз»;
- ни шламовый амбар, ни размещенные в нем отходы бурения не являются собственностью ОАО «Самотлорнефтегаз»; Общество владеет только скважинами куста № 988 Самотлорского месторождения;
- все опасные отходы, которые образуются в процессе деятельности Общества, в установленном законом порядке передаются специализированным организациям для переработки и обезвреживания;
- административный орган не предоставил доказательства несанкционированного размещения Обществом отходов производства в шламовом амбаре в районе куста скважин № 988 Самотлорского месторождения;
- переход к Обществу права собственности на скважины куста № 988 Самотлорского месторождения, находящегося в них оборудования, а также аренда земельного участка, на котором расположен шламовый амбар, не влечет возникновения у ОАО «Самотлорнефтегаз» каких-либо обязательств в отношении бурового шлама, помещенного в шламовый амбар, либо самого шламового амбара.
Решение апелляционного суда также оказалось для нефтяников неутешительным. По мнению суда, «Доводы о том, что шламовый амбар не принадлежит Обществу и остался со времен нефтедобычи в 1980-е гг. не освобождают Общество от соблюдения требования природоохранного законодательства и установленных мер ответственности за их несоблюдение». С позицией суда можно ознакомиться в решении по делу № А75-3273/2011.
Общественники, тем временем, не прекращали свою деятельность в области общественного экологического контроля: инспекторами «Эконадзора» были проведены мероприятия по осмотру объектов компании ОАО «ТНК-Нягань» на территории Талинского и Ем-Еговского месторождений. Так же, как и в случае с «Самотлорнефтегазом», в ходе мероприятий были выявлены шламовые амбары и нефтезагрязнения, и «ТНК-Нягань» попыталось аналогичным образом снять с себя ответственность за них, назвав все это «историческим наследием». Однако территориальное Управление Росприроднадзора провело проверки, по результатам которых предприятие было признано виновным в нарушении экологического законодательства. Попытки обжаловать постановления Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре, предпринятые ОАО «ТНК-Нягань», не увенчались успехом. Вот выдержки из решения Арбитражного суда ХМАО – Югры по делу № A75-7927-2011:
«…ОАО «ТНК-Нягань» является лицом, во владении которого находятся объекты размещения отходов, и на него распространяются требования статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», обязывающие после окончания эксплуатации объектов размещения отходов проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
«…В соответствии с лицензионным соглашением о поиске и добыче нефти и газа в пределах Талинского лицензионного участка (пункт 8.7) ОАО «ТНК-Нягань» должно было до 01.09.2011 провести исследование фонового уровня загрязнения территории, в срок до 15.02.2002 разработать и представить в Комитет природных ресурсов и Комитет по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвержденную Программу оздоровления экологической обстановки участка соглашения с указанием конкретных сроков реализации мероприятий (месяц, год). Общество взяло на себя обязательство в установленные сроки выполнять природоохранные мероприятия согласно разработанной и утвержденной программы оздоровления. Аналогичные положения предусмотрены в пункте 8.7 лицензионного соглашения о поиске и добыче нефти и газа в пределах Ем-Еговского лицензионного участка. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих выполнение лицензионных условий в установленный срок».
«…Кроме того, ОАО «ТНК-Нягань», используя с 2000 года земельные участки, на которых размещены шламовые амбары, в соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязано проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, рекультивации нарушенных земель».
«…Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий».
«…Таким образом, рекультивация нарушенных земель после окончания эксплуатации буровых шламовых амбаров является не правом, как заявляет ОАО «ТНК-Нягань», а обязанностью данного лица».
Тот факт, что судебные органы неоднократно оставляли без поддержки доводы ОАО «Самотлорнефтегаз» и ОАО «ТНК-Нягань», касающиеся объектов «исторического наследия», ставит на грань краха саму концепцию «исторического наследия», которой нефтяники невозбранно пользуются на протяжении последних лет для снятия с себя ответственности по ликвидации старых (и не очень старых) нефтезагрязнений.
Пока тянулись судебные процессы, вопросом «исторического наследия» заинтересовались эксперты Общественной палаты Российской Федерации, с которой общественная организация «Эконадзор» сотрудничает в рамках проекта «Экоответственность». Поддержав позицию коллег из «Эконадзора», представители российской Общественной палаты пообещали взять на контроль данную ситуацию.
Одновременно с этим общественная организация «Эконадзор» обратилась в Министерство природных ресурсов РФ за разъяснениями о правомерности использования термина «историческое наследие». Ответ не заставил себя долго ждать: заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин, руководствуясь положениями природоохранного законодательства, пояснил, что невыполнение недропользователями мероприятий по рекультивации нефтезагрязненных земель и ликвидации шламовых амбаров с надлежащей утилизацией находящихся в них отходов является нарушением установленных экологических требований, независимо от того, кем и когда они были образованы. Также он сообщил, что Минприроды направило в Росприроднадзор поручение по осуществлению государственного экологического надзора за своевременным выполнением в соответствии с требованиями законодательства мероприятий в области охраны окружающей среды «Самотлорнефтегазом» и «ТНК-Нягань».
Таким образом, в совокупности со сформировавшейся позицией судов, можно сделать уверенный вывод о том, что «историческому наследию» пришел окончательный и бесповоротный конец.