Разливы нефти. Новое в законодательстве
2018 год начался с нескольких аварий на нефте- и продуктопроводах. 18 января возгорание на нефтепроводе в Энгельсском районе Саратовской области. Из лопнувшей трубы (одной из возможных причин аварии в «Транснефти» называют дефект сварного шва) вытекло около 900 куб. м. нефти, вещество разлилось на 1,5 км, произошел пожар, в результате которого 36 домов пострадали в селе Красноармейское. 19 января нефть разлилась в реке Кудушлинка под Уфой из-за аварии на трубопроводе, принадлежащем компании «Башнефть-Добыча». Нефтесодержащая жидкость растеклась подо льдом на расстоянии 400 м. 25 января в Сызранском районе Самарской области произошла утечка бензина в месте прохождения продуктопровода Сызранского нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего «Роснефти». Площадь разлива составила около 1,2 тыс. кв. метров.
Мировая практика показывает, пишет «Российская газета», что даже при современном уровне технологий в нефтедобывающей отрасли возможны аварии вплоть до катастрофических, и когда они случаются, крайне важно быстро устранять последствия. Об этом шла речь на заседании Правительства РФ 25 января 2018 года.
Открывая заседание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что разливы нефти и нефтепродуктов наносят «огромный ущерб окружающей среде, и для восстановления экологических систем в пострадавших районах могут понадобиться десятилетия, а, может быть, даже иногда столетия. Поэтому в нефтегазовой отрасли необходимо придерживаться самых высоких стандартов, это мировая практика, тенденция».
– Но если все-таки подобные аварии случаются, то крайне важно быстро устранять их последствия. Для этого у всех организаций нефтегазовой отрасли должны быть планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Сейчас компании готовят и согласовывают эти планы в региональных органах власти, после чего документ утверждается федеральными органами. Но нередки случаи, когда эти процедуры затягиваются.
Месяцем ранее, 25 декабря 2017 года, комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроекты о правовом регулировании отношений в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования» (далее соответственно – законопроект 2, КоАП) подготовлены Минприроды России.
В настоящее время для морских акваторий Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №287-ФЗ) для организаций установлен уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – план) при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Для сухопутных территорий аналогичное регулирование на законодательном уровне отсутствует, так же как и полномочия Правительства России по установлению требований в этой сфере.
Для сухопутных территорий действует порядок, установленный постановлением Правительства от 21 августа 2000 года №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
В соответствии с этим порядком организации на сухопутных территориях подготавливают и направляют планы в региональные и федеральные органы власти на согласование, которое, как правило, затягивается по времени в связи с отсутствием регламентации сроков и необходимости учета противоречивых позиций согласующих органов, после чего план утверждается Минэнерго России и МЧС России. Существующая процедура утверждения планов приводит к затягиванию срока ввода в эксплуатацию построенных объектов нефтяной отрасли.
В целях ликвидации этого правового пробела, оптимизации и создания прозрачного регулирования законопроектом 1 предлагается внести изменения в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», устанавливающие по аналогии с федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и «О континентальном шельфе Российской Федерации» уведомительный порядок утверждения плана ЛАРН на сухопутных территориях.
Учитывая гораздо более значительное количество нефтегазовых объектов на суше по сравнению с морскими акваториями, законопроектом 1 вместо обязательности наличия заключения государственной экологической экспертизы на проект плана предлагается ввести согласование проекта плана Росприроднадзором, что более оптимально по срокам и процедурам (например, не требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду, упрощенный порядок внесения изменений в план).
В целях установления механизма контроля за соответствием планов установленным требованиям предусмотрен порядок их утверждения.
План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен утверждаться организацией, осуществляющей на сухопутных территориях добычу, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов при условии, что у этой организации имеются:
– заключение о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов (такое заключение выдается по результатам комплексных учений по подтверждению готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов);
– согласование Росприроднадзора.
– заключение о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов (такое заключение выдается по результатам комплексных учений по подтверждению готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов);
– согласование Росприроднадзора.
Эксплуатирующая организация должна направлять уведомление об утверждении плана в федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом России, Правительством России, с приложением утвержденного плана.
Кроме того, предлагается внести изменения в статью 8 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части наделения Правительства России полномочием устанавливать требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в части разливов нефти и нефтепродуктов.
Законопроектом 2 предлагается установить меры административной ответственности за правонарушения, связанные с невыполнением предусмотренных законодательством требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, непредставлением, несвоевременным представлением, представлением не в полном объеме или представлением заведомо недостоверных сведений о мероприятиях по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, невыполнением в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.
В настоящее время ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрена статьей 20.6 КоАП.
Однако учитывая, что не все случаи разливов нефти и нефтепродуктов могут быть отнесены к чрезвычайным ситуациям, самостоятельный предмет регулирования сферы деятельности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также важную роль стимулирования принятия мер для недопущения разливов нефти и нефтепродуктов и предотвращения загрязнения компонентов окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, законопроектом 2 предусмотрено дополнение главы 8 КоАП статьей 8.48, устанавливающей ответственность за:
– отсутствие утвержденного в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов или несоответствие такого плана установленным требованиям, а также невыполнение предусмотренных планом мероприятий;
– отсутствие системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районе ведения деятельности, в том числе системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующих установленным требованиям;
– отсутствие подтверждения финансирования предусмотренных планом мероприятий;
– отсутствие собственной или привлеченной на договорной основе аварийно-спасательной службы (формирования), сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
– отсутствие утвержденного в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов или несоответствие такого плана установленным требованиям, а также невыполнение предусмотренных планом мероприятий;
– отсутствие системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районе ведения деятельности, в том числе системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующих установленным требованиям;
– отсутствие подтверждения финансирования предусмотренных планом мероприятий;
– отсутствие собственной или привлеченной на договорной основе аварийно-спасательной службы (формирования), сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 ст. 23.1 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП, определяющие полномочия судей по рассмотрению дел и полномочия надзорных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой статьей.
В этих целях предлагается установить, что составлять протоколы по нарушениям, предусмотренным статьей 8.48, могут органы государственного экологического надзора (в пределах своих полномочий) и органы федерального государственного транспортного надзора (в пределах своих полномочий), то есть органы Росприроднадзора на суше и Ространснадзора на воде.
Также предусмотрены изменения в статью 23.29 КоАП, наделяющие полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях должностных лиц Росприроднадзора.
Статья 19.5 КоАП предусматривает административную ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, при этом положение ч. 1 ст. 19.5 КоАП носит универсальный характер.
Установленные размеры административных штрафов, налагаемые в соответствии с ч. 1 ст.19.5 КоАП, не способствуют повышению роли и значимости государственного экологического надзора.
В связи с этим предлагается статью 19.5 КоАП дополнить частями 33 и 34, устанавливающими повышенные размеры штрафа.
Повышение штрафных санкций будет стимулировать природопользователей к выполнению в установленные сроки предписаний, позволит изменить сложившуюся практику их невыполнения природопользователями на протяжении длительного периода времени.
Использованы материалы http://government.ru