В очереди на всеобщую паспортизацию
Многие компании, начав проведение обязательных энергетических обследований, столкнулись с массой проблем, требующих оперативных решений. Обозначим некоторые из них.
Ответственность за результат
Определенная категория энергоаудиторских фирм занимается вульгарным демпингом, чему способствует действующий закон № 94-ФЗ «О Госзакупках», согласно которому основным критерием для победы в аукционе является цена.
Очевидно, что добросовестным энергоаудиторским фирмам крайне трудно конкурировать в таких условиях, потому что снижать себестоимость энергетических обследований невозможно до бесконечности и существует предел, после которого проведение качественного обследования становится не рентабельным.
В свою очередь, среди организаций, где энергоаудит проводится в обязательном порядке, существуют те, которых устраивает формальная проверка. Такие фирмы, заявляя о необходимости получения только энергетического паспорта, не заботятся о реальном энергосбережении и повышении энергоэффективности.
К сожалению, подобных примеров немало. Однако это нельзя признать дальновидным, так как:
- согласно закону, для бюджетных и государственных учреждений объем средств на оплату энергоносителей будет ежегодно снижаться на 3% и без проведения реально энергосберегающих мероприятий условия их жизнедеятельности могут ухудшаться;
- копии энергетических паспортов проходят регистрацию в Минэнерго и их низкое качество может привести к лишению недобросовестного энергоаудитора права проведения энергетических обследований.
Иногда, стремясь выполнить требования ФЗ № 261, к энергоаудиторам обращаются с просьбой о составлении энергетического паспорта отдельного здания. Разумеется, это вполне реализуемо, и форма паспорта здания приведена в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Но закон требует обязательного энергетического обследования юридического лица, и, при этом, энергетический паспорт должен соответствовать требованиям приказа Минэнерго РФ №182 от 19 апреля 2010 г. То есть паспорт на здание может быть и выполнен, и проверен, и даже внесен в реестр СРО, но отправлен в Минэнерго РФ – нет.
Как действовать предприятию, владеющему только долей объекта? Нередко заказчик энергетического обследования имеет в собственности лишь часть здания. Конечно, с технической точки зрения следует проводить обследование и реализацию энергосберегающих мероприятий всего здания целиком.
Однако договор заключается с конкретным юридическим лицом и данные по энергопотреблению должны относиться только к нему. Энергетический паспорт, как уже говорилось выше, составляется на организацию – заказчика энергетического обследования.
К слову, собственники других помещений вправе не допускать энергоаудиторов на свои площади, и тогда в мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности целесообразно рекомендовать энергетическое обследование всего здания. В противном случае приходится искать нестандартные решения.
Комплексность
Составление энергетического паспорта – всего лишь часть комплекса работ по энергетическому обследованию. В процессе подготовки и проведения энергоаудита необходимо разработать программу его проведения, составить отчет и представить программу энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Перечисленные материалы передаются в экспертную организацию. На основании результатов экспертизы СРО регистрирует энергетический паспорт в своем реестре и отправляет его копию в Минэнерго.
Подобная многоступенчатая система контроля результатов энергоаудита несколько громоздка, но зато снижает вероятность получения некорректных данных. При этом СРО безусловно несет ответственность за качество энергетического обследования и, конечно, имеет систему контроля аудита.
Минэнерго рекомендует сделать договор на энергетическое обследование трехсторонним: Заказчик, Энергоаудитор и СРО. Кроме того в этом договоре целесообразно предусмотреть, что работа по энергетическому обследованию считается энергоаудитором выполненной после регистрации энергопаспорта в реестре СРО, которая в установленном порядке осуществляет передачу копии энергопаспорта в Минэнерго. В противном случае, учитывая то, что согласно приказа № 182 СРО должна отправлять копии энергопаспортов в Минэнерго раз в три месяца и существующие сроки рассмотрения энергопаспортов в Минэнерго довольно продолжительные, окончательные расчеты с энергоаудитором могут затягиваться на многие месяцы.
Сэкономил тепло – потерял деньги
Для чего проводятся энергетические обследования, составляются энергопаспорта и прочие мероприятия? Для энергосбережения и повышения энергоэффективности. А кому эту выгодно? Можно ли, проведя необходимые мероприятия только в отдельном учреждении решить эту задачу хотя бы в рамках этого объекта?
Вот несколько примеров.
Как известно, ощутимую экономию тепловой энергии и дает автоматическое регулирование теплопотребления. Для потребителя эта экономия, в зависимости от назначения здания, составляет от 10 до 35%. Соответственно, при наличии коммерческого узла учета тепловой энергии (УУТЭ), будет снижен размер оплаты и теплоснабжающая организация не получит запланированные средства, то есть, понесет определенные потери. В таком случае потребителю могут быть выставлены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, или теплоснабжающая организация может включить данные потери в тариф будущего года. Реальна ситуация, когда проведя энергосберегающие мероприятия, потребитель потеряет деньги.
В похожем положении оказываются и энергоснабжающие предприятия. Например, теплоснабжающая организация, провела энергоаудит, реализовала энергосберегающие мероприятия, повысила энергоэффективность оборудования и стала потреблять меньше топлива. Топливоснабжающее предприятие может выставить штраф за невыполнение договорных обязательств. Как известно, договор на поставку топлива заключен до начала отопительного сезона исходя из среднегодовых температур, а какая будет зима, никто не знает. В результате экономическая выгода от энергосбережения сводится к нулю, и добавляются судебные хлопоты.
Правительством принято постановление о подобном запрете для поставщиков электроэнергии в отношении определенной категории потребителей.
Очевидно, что необходимо законодательно запретить ресурсо- и энерго- снабжающим предприятиям выставлять штрафы потребителям за снижение потребления энергоресурсов в течении действия договора, если это снижение вызвано реализацией энергосберегающих мероприятий.
ФЗ № 261 предусматривает для предприятий, осуществляющих поставку энергоносителей, включение затрат на энергосберегающие мероприятия в тарифы. А откуда брать деньги потребителям? Уменьшение финансирования на оплату энергоносителей предусмотрены, а на финансирование энергосберегающих мероприятий средства рекомендуется изыскивать.
Отсутствие федеральных тарифов на работы по проведению энергетических обследований вызывает определенные сложности при заключении контрактов.
Требование в предоставлении данных за 4 предыдущих года может сильно застопорить работу, так как люди на местах могут очень сильно не хотеть поднимать эти данные и тем более подвергать их анализу.
Нет однозначности в пересчете ресурсов в условное топливо и т.д.
Можно долго перечислять о недостатки действующего законодательства и трудности проведения энергетических обследований.
Ясно одно – существующие объемы энергопотребления в России на производство, жилье, услуги и т.д. значительно превышают нормы развитых стран, что снижает конкурентоспособность нашей страны.