Hовые правила таможни для участников ВЭД
С января 2011 года Евросоюз ввел обязательное предварительное информирование с использованием электронного документооборота . Этому предшествовало изменение формы таможенных деклараций. Россия идет по тому же пути.
Еще в январе 2009 года был налажен автоматизированный информационный обмен между таможенными службами государств - членов ЕС и ФТС России по товарам, перемещаемым по процедуре таможенного транзита - Carnet TIR. В начале 2010 года ФТС России был введен в эксплуатацию портал электронного представления сведений, который обеспечивает участнику ВЭД возможность представления в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах международной перевозки до их прибытия на таможенную территорию ТС на основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей Интернет.
В ряде случаев бумажные документы предусмотрены требованиями международного законодательства, поскольку товар в страны Таможенного союза зачастую проходит через несколько государственных границ. На бумажном носителе пока применяются такие документы, как международная товарно-транспортная накладная (CMR), Carnet TIR, Carnet ATA и ряда других. Но это особые случаи. В общем ФТС как и их коллеги и Евросоюза, придерживаются современных информационных технологий.
Объемы электронного декларирования российских предпринимателей растет. У многих предпринимателей налажена внутренняя бухгалтерская отчетность в электронном виде, и им удобней заполнить электронную декларацию. Кроме того, все участники ВЭД заинтересованы в предоставлении полных сведений на товары, что значительно облегчает прохождение таможенных процедур.
Позволю себе напомнить, что декларирование - основная функция ФТС России, в которой есть и правоохранительная составляющая. При определенном развитии событий, несоблюдение таможенных процедур может закончиться и уголовным преследованием.
Поэтому, во избежание недоразумений, всем декларантам по-прежнему следует иметь представление об изменениях таможенных правил.
Уполномоченный экономический оператор
Уполномоченный экономический оператор - юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 Таможенного кодекса Таможенного союза:
- Временным хранением товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
- Выпуском товаров до подачи таможенной декларации.
- Проведением таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
- Иными специальными упрощениями, предусмотренными таможенным законодательством Таможенного союза.
Статус уполномоченного экономического оператора (УЭО) введен статьями 38-41 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).
Ранее таможенным законодательством России, а именно ст. 68 Таможенного кодекса РФ 2004 г. (далее - ТК РФ), предусматривались таможенные упрощения, аналогичные тем, которые сейчас определены Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и предоставляются УЭО.
Деятельность уполномоченного экономического оператора основана на специальных упрощениях таможенных процедур, в результате которых значительно ускоряются таможенные операции с товарами. К таким упрощениям относятся:
- временное хранение товаров, находящихся под процедурой таможенного контроля без включения в реестр СВХ;
- выпуск товаров до подачи таможенной декларации;
- проведение таможенных операций с товарами, находящимися на территории УЭО или следующими в адрес УЭО, при их ввозе на территорию РФ;
- предварительное таможенное декларирование товаров;
- подача неполной таможенной декларации;
- подача периодической таможенной декларации.
Вышеперечисленные специальные упрощения уполномоченный экономический оператор имеет право применять только в отношении тех товаров, в отношении которых он является декларантом.
Особо следует отметить упрощения процедуры завершения таможенного транзита и процедуры выпуска товаров до подачи таможенной декларации с применением предварительного таможенного декларирования.
Уполномоченный экономический оператор имеет право снять средства идентификации и поместить товары на хранение, если в течение 5 часов с момента получения документов и сведений таможенный орган назначения не известил УЭО о запрете на снятие целью проведения проверки. При отсутствии запрета перевозчик имеет право осуществить передачу товара УЭО без разрешения таможенного органа.
В этом случае УЭО обязан отослать в таможенный орган уведомление, заверенное электронно-цифровой подписью, с указанием даты и времени получения товаров. Товары считаются выпущенными с момента их передачи от перевозчика УЭО. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации, где декларантом выступает УЭО, возможен при условии, что сумма таможенных пошлин и сборов по этим товарам не превышает предоставленные УЭО гарантии оплаты.
Товары, находящиеся под процедурой предварительного декларирования, после снятия средств идентификации считаются находящимися на временном хранении в том случае, если:
- таможенная декларация имеет неполные сведения, в отношении этих товаров не уплачены
- таможенные сборы и пошлины,
- таможенный орган отправил УЭО уведомление об отсутствии в предоставленной документации необходимой информации для выпуска этих товаров.
После передачи товаров перевозчик обязан незамедлительно предоставить в таможенный орган назначения соответствующие документы, чем завершает процедуру таможенного транзита.
Сроки таможенных операций
Сроки таможенных операций, определенные Таможенным кодексом Таможенного союза со вступления его в силу 1 июня 2010 г. до настоящего времени не изменялись.
С целью сокращения временных затрат на таможенное декларирование в качестве новелл Таможенным кодексом Таможенного союза определены следующие сроки совершения таможенных операций.
Представление таможенному органу документов на регистрацию и регистрация. Пунктом 3 ст.225 ТК ТС на перевозчика возложена обязанность, в соответствие с которой после размещения транспортного средства в зоне таможенного контроля в место доставки товаров перевозчик должен в течение 1 часа с момента их прибытия в место доставки представить таможенному органу документы на регистрацию. В свою очередь, таможенный орган назначения в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов, регистрирует их подачу.
Операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием. С учетом требований ст.225 ТК ТС в месте доставки товаров (месте назначения товаров) после завершения таможенной процедуры таможенного транзита или в месте прибытия (ст. 160 ТК ТС) перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано в течение трех часов совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Статьей 169 ТК ТС определена регистрация таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 часа после подачи документов перевозчиком.
Регистрации декларации на товары. Регистрация или отказ в регистрации декларации на товары осуществляется таможенным органом в срок не более 2 часов с момента подачи ДТ.
Выпуск товаров. В силу статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
При этом выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 четырех часов с момента регистрации декларации на товары.
Статьей 196 ТК ТС также установлены условия и порядок продления указанных сроков, которые не могут превышать более 10 рабочих дней.
Статьей 201 ТК ТС введена статья «Отказ в выпуске товаров», в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и в п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Формы нетарифного контроля
Пунктом 1 (17) ст. 4 ТК ТС дано определение понятия меры нетарифного регулирования как комплекса мер по регулированию внешней торговли товарами путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера. Данные меры установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС №19 от 27.11.2010 с 1 января 2010 года вступило в силу Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г., а также Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений.
Данное соглашение устанавливает следующие принципы и порядок применения нетарифных мер в Таможенном союзе:
Применение единых мер нетарифного регулирования. В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории Таможенного союза применяются следующие единые меры нетарифного регулирования.
Количественные ограничения. Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за некоторыми исключениями, а именно:
- в исключительных случаях могут устанавливаться запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения, либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде;
- временные ограничения экспорта или импорта отдельных товаров реализуются путем введения лицензирования и установления квот в отношении таких товаров. Перечень товаров, в отношении которых могут устанавливаться временные количественные ограничения, определяется Комиссией таможенного союза, которая учреждена Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г.;
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии. Участники внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе не дискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.
Наблюдение за экспортом и (или) импортом товаров отдельных видов. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров. Процедура получения разрешений максимально упрощена и не ограничивает экспорт и (или) импорт товаров.
Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти. Срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления. Порядок выдачи и получения лицензий и разрешений установлен Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., которое вступило в силу с 1 января 2010 г.
Применение мер нетарифного регулирования
Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией.
В исключительных случаях государства Таможенного союза могут в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования, предусмотренные Соглашением, на срок, не превышающий 6 месяцев.
Государство Таможенного союза, вводящее меры нетарифного регулирования в одностороннем порядке, вносит на рассмотрение Комиссии вопрос о применении аналогичных мер другими государствами Таможенного союза, а также информирует их о введении и применении таких мер.
Государства Таможенного союза, не применяющие такие меры, предпринимают усилия, необходимые для предотвращения ввоза товаров на таможенную территорию государства Таможенного союза, применяющего нетарифные меры в одностороннем порядке, из третьих стран либо вывоза товаров в третьи страны в обход указанных мер.
В случае введения государством Таможенного союза мер нетарифного регулирования в виде запрета или ограничения вывоза отечественных товаров в третьи страны другие государства Таможенного союза не допускают вывоза этих товаров без наличия лицензии и (или) разрешения.
Пропуск на общих основаниях
С 1 июля 2012 г., если сроки введения обязательного предварительного информирования не изменятся, необходимо информировать о грузе в электронной форме в сроки от 2 до 4-х часов до пересечения границы. Иначе, перевозчик будет стоять на нейтральной полосе до передачи предварительной информации.
По рекомендациям ВТО (не торговой, а таможенной) время, за которое необходимо представлять предварительную информацию при ввозе товаров, составит:
При международной перевозке морским (речным) транспортом:
- за 24 часа до погрузки в порту отправления для товаров, перемещаемых в контейнерах;
- за 24 часа до прибытия в первый порт на таможенной территории Российской Федерации для грузов без упаковки, перевозимых наливом, россыпью или навалом.
- При международной перевозке воздушным транспортом:
- в момент взлета самолета – при маршруте малой протяженности;
- за 4 часа до прибытия в первый аэропорт на таможенной территории
Российской Федерации – при маршруте большой протяженности.
При международной перевозке железнодорожным транспортом – за 2 часа до прибытия в пункт пропуска. При международной перевозке автомобильным транспортом – за 1 час до прибытия в пункт пропуска.
Предварительное информирование перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, о ввозе товаров на территорию Таможенного союза в настоящее время носит рекомендательный характер.
Соглашением от 21 мая 2010 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" на территории ТС с 1 июля 2012 г. вводится обязательное предварительное информирование. Нормативная и техническая базы уже сформированы, есть также опыт передачи предварительной информации с помощью Интернета.
NCTS
С 1 января 2011 года при ввозе товаров в страны Евросоюза применяется обязательное предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств - членов ЕС в рамках Новой компьютеризированной транзитной системы стран ЕС (NCTS).
Предварительное информирование перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, о ввозе товаров на территорию Таможенного союза в настоящее время носит рекомендательный характер.
Целями предварительного информирования является, в том числе, ускорение прохождения товаров через таможенные границы, возможность принятия предварительных решений в отношении различных товаров, при этом таможенные службы государств-участников ТС получают возможность организовывать свою работу, исходя из предварительно принятых решений.
Соглашением от 21 мая 2010 г. между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" на территории ТС с 1 июля 2012 г. вводится обязательное предварительное информирование. Нормативная и техническая базы уже сформированы, есть также опыт передачи предварительной информации с помощью Интернета.
Статьей 182 ТКТС определены сведения, которые должны содержаться в представленных перевозчиком документах при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе, и сведения о коде товара в соответствии с ТНВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков.
Если, принимаемые в качестве транзитной декларации документы, не содержат всех сведений, определенных пунктом 3 статьи 182 ТКТС, то недостающие сведения должны содержаться либо в прилагаемых к транзитной декларации документах, либо в следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.
Временные затраты при прохождении таможенных формальностей
Принимая во внимание, что во всех сухопутных пунктах пропуска, расположенных в Уральском федеральном округе и находящихся на российско-казахстанской государственной границе таможенные органы были с 1 июля 2011 г. ликвидированы, в зоне деятельности Управления в настоящее время функционируют семь воздушных пунктов пропуска: аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург), аэропорт г. Нижневартовск, аэропорт г. Ханты-Мансийск, аэропорт Рощино (г. Тюмень), аэропорт Баландино (г. Челябинск), Аэропорт г. Магнитогорск, аэропорт (г. Сургут).
Изменения временных затрат при прохождении таможенных формальностей в указанных аэропортах не наблюдается.
Ситуация на автомобильных пунктах пропуска в регионе деятельности Северо-Западного и Центрального таможенных управлений публикуется на сайте ФТС России.