Наукоемкая сырьевая экономика России

В геологоразведочном образовании многие озвученные в последний год приоритеты так называемого «инновационного развития» России вызывают обеспокоенность.

По убеждению Президента РФ Д.А. Медведева, «оборонно-промышленный комплекс должен стать двигателем прогресса в России и заказчиком инноваций»[1]. Однако оценки экспертов мировой экономики показывают снижение в стране роли военного сектора в инновационной и промышленной политике. Между тем Россия вполне могла бы повысить наукоемкость и инвестиционную привлекательность в недропользовании. Можно было бы полнее и оперативнее работать на внешний сырьевой рынок, наращивая долю продукции с высокой добавленной стоимостью.

0502-10Василий ЛИСОВ,
ректор Российского государственного геологоразведочного университета (Москва), заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Не секрет, что в целом в системе Минприроды России осталось лишь 71 геологическое госпредприятие. Вне негосударственной собственности около тысячи различных организаций, ведущих разведку недр, включая такие гиганты как «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», «Газпром» и др. Таким образом, российская геологоразведка имеет преобладающий корпоративный облик. Она ориентирована на системный региональный поиск и формирование новых горнодобывающих, нефтяных и промышленных предприятий. Доля государственной геологоразведки в России должна быть усилена: в ближайшие годы пропорцию между государственным и частным сектором следует довести до соотношения 30:70 (в 2010 г. соотношение 12:88).

По-прежнему огромную тревогу вызывают проблемы экологии в сфере недропользования. Качество окружающей среды в районах расположения горно-металлургических, нефтеперерабатывающих и химических предприятий крайне неудовлетворительное. По оценкам экологов, в России ежегодно производится до 75 млн. т опасных отходов, 18% из них утилизируются, а более 65% направляются в специальные хранилища. До 70% токсичных отходов накапливаются в хранилищах предприятий по производству минеральных удобрений и ядохимикатов. Поэтому важнейшей задачей является совершенствование технологических процессов с целью создания безотходных технологий и исключения выбросов в атмосферу, гидросферу и литосферу токсичных и вредных веществ — отходов промышленного производства.

В аспекте технологической безопасности велика роль строгого соблюдения ряда национальных стандартов в области геологического изучения недр. Россия остро нуждается в своем «Горном кодексе», призванном регулировать основные горные отношения, чтобы обеспечить рациональность пользования недрами, стимулировать повышение нефтеотдачи пластов и вообще повышение коэффициента извлечения полезного ископаемого из недр в частности, содействовать привлечению инвестиций в недропользование, развивать рынок геологических услуг и др.

Финансовый дисбаланс между доходами и расходами в сырьевой сфере РФ поражает. Прямая доля бюджетных доходов от использования минеральных ресурсов в ВВП России в последние годы без учета вторичных эффектов — около 20%, доля в доходах консолидированного бюджета — 30%, а в доходах федерального бюджета — 50%. В такой финансовой ситуации геологоразведочная отрасль многие годы недофинансируется государством, а не всегда эффективно добытые при ее прямом участии миллиарды долларов передаются далее для использования ВПК, затратному силовому блоку, социальной сфере и др.

Конечно, для модернизации технологически отсталой экономики России важно увеличить общенациональные затраты на исследования и разработки, особенно в интересах промышленности. Россия в 2-3 раза отстает от развитых стран мира по уровню затрат на НИОКР по отношению к ВВП (около 1,1%).

С другой стороны, на практике источником инноваций в России стал значительный импорт новых машин, оборудования и материалов. По данным вице-премьера РФ С.Б. Иванова, в стране неблагополучное положение с выпуском отечественных комплектующих. В «оборонке» – 65% иностранных комплектующих. В "гражданке" – 90%. Для России пришло время еще одной исторической индустриализации.

В последние 4 года затраты бюджета на геологию твердых полезных ископаемых (т.е. кроме газа и нефти) снизились почти на 30%. Ожидается, что переломным должен быть лишь 2012 г.

Другая тревожная ситуация в нашем недропользовании — провал с добычей и производством редкоземельных металлов, столь нужных оборонной технике, электронной промышленности, приборостроению и др. В России, например, на 1 т сырой стали приходится лишь 15 г ниобия, тогда как в Западной Европе и Японии – по 40г/т, а в США – 70 г/т. Россия отстает от США по потреблению германия и индия в 50 раз, рения тантала и ниобия — в 15-20 раз, литию — в 4 раза. Если Китай стал добытчиком и производителем почти 95% объема используемых в мире редкоземельных металлов, то Россия практически ушла с этого перспективного рынка. По данным ФГУП «ИМГРЭ», в стране всего 3 действующих месторождения: Ловозерское — (тантал, ниобий, редкоземельные металлы), Павловское — германий спецуглей и Ковдорское — цирконий.

В июне 2010 г. Правительством РФ была утверждена «Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года». Ее основные отличительные особенности связаны со стремлением не только дать оценку текущего состояния, но и создать условия решения проблем развития геологической отрасли в настоящем и в будущем. Такую же задачу ставит и Д.А. Медведев: «Корпорации должны кардинально повысить расходы на НИОКР, причем нужно соединение с научными исследовательскими центрами, что для вас тоже очевидно, и тогда количество неэффективно потраченных денег будет существенно меньше. В свою очередь, сотрудничество с корпорациями позволит нашим исследователям приобретать современное оборудование, совершенствовать методики и экспериментальную базу»[2].

На практике реализация этих задач требует нормативов соответствующих затрат не только на науку, но и на образование в сфере нашей деятельности. Без прямого информационного, технического и финансового содействия развитию таких вузов со стороны Минприроды и Минэнерго России трудно готовить нужных профессионалов для производства.

Все проблемы современной геологии самым непосредственным образом находят отражение в сфере подготовки кадров для отрасли. Также, чтобы изменить отношение к промышленным отходам, содержащим токсичные вещества, нужно иметь специалистов, способных решать эти задачи в свете современных требований.

Включенность наших горно-геологических вузов в геологоразведочную отрасль пока минимальная. Необходимо большее участие крупного и среднего добывающего бизнеса в подготовке профессионалов высокого уровня. Часть этих задач обусловлена требованиями обеспечения безопасности на горных предприятиях России.

Пока средний возраст геологических кадров, особенно в государственных организациях, составляет 50-60 лет. Отмечено отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов геологического профиля в условиях современного рынка труда. По последней статистике, в России в 2008 г. подготовлено геологов и геофизиков около 2550 человек, но не все выпускники работают по специальности. По прогнозам же развития отрасли до 2030 г. дефицит кадров составит около 300 тыс. человек.

Самое слабое место в высшей школе России – производственные практики. В условиях, когда источником инноваций в России стал импорт новых машин, оборудования и материалов, для выпускников вузов, включая РГГРУ, важна организация производственной практики именно на тех предприятия, где уже используется такая импортная техника, оборудование, материалы.

Некие позитивные изменения есть, они как бы «глубинного тектонического значения» для новой экономической политики в России.


[1] Заседание Комиссии по модернизации (Раменское, 2010 г.), http://www.rg.ru/2010/09/23/opk.htm)

[2] 20-е заседание Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (Арзамас, 31 января 2011 г.).

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…