Эксперты – страховщики: союзу быть
Одна из главных задач процесса реформирования сферы промышленной безопасности – повышение роли самих предприятий в обеспечении надлежащих условий работы персонала на опасных объектах. Уже есть крупные предприятия и холдинги, которые строят свою систему промышленной безопасности, руководствуясь принципами, которые даже жестче, чем требования Ростехнадзора. Но такие фирмы, к сожалению, составляют меньшинство.
Ольга СТЕПАКОВА,
исполнительный директор ООО «Челябинский центр независимой диагностики и экспертизы объектов госгортехнадзора «ДЭО»
На большей части предприятий культура производства откровенно «хромает», и в отсутствии должного контроля и весомых карательных санкций обращать внимание на безопасные условия работы на таких объектах никто не будет.
Для того чтобы обязать предпринимателей всерьез обратить внимание на сферу промышленной безопасности, новый федеральный закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» «выводит на сцену» новое действующее лицо – страховые компании. В их распоряжении, в частности, новый перечень опасных объектов, который гораздо шире перечня опасных производственных объектов (например, в него снова включены автозаправочные станции, которые в базовой редакции закона «О промышленной безопасности» были выведены из данного списка). Однако сами страховщики будут заниматься своими прямыми обязанностями – страхованием определенных рисков для жизни и здоровья людей при работе на опасных объектах.
Оценивая эти риски, страховые компании будут устанавливать определенные суммы взносов, которые собственники опасных объектов будут регулярно выплачивать. Но как будет определяться сумма этих взносов, пока неясно. В самом тексте закона это не прописано (он был принят без финансово-экономического обоснования). Ясно одно – по сравнению с прежними платежами (которые осуществлялись на основе нормативных актов и составляли, по данным экспертов, 1% от общей суммы расходов предприятия на промышленную безопасность) новые будут в несколько раз больше. Правда, наибольшая финансовая нагрузка ляжет на предприятия, которые имеют много опасных объектов, а также на те производства, состояние безопасности на которых внушает определенные опасения. Таким образом, чтобы избежать больших платежей, собственники будут заинтересованы в улучшении условий труда на опасных объектах.
Роль экспертных организаций в этом процессе, разумеется, возрастет: если государство постепенно отходит от контрольно-надзорных функций в сфере промышленной безопасности, необходимо их кому-то передать, и закон № 225-ФЗ видит в роли контролера профессиональное сообщество в лице саморегулируемых организаций (СРО). Именно они наделены правом предоставлять допуски на работы в области экспертизы промышленной безопасности.
Однако, к сожалению, работа самих СРО в нормативных документах прописана недостаточно четко. Нередки случаи, когда на рынке появляются организации, которые позиционируют себя как экспертные, получившие серьезные допуски. Но ни СРО, от имени которых даются допуски, ни сами эти «эксперты» ничего из себя не представляют. Поэтому продолжается практика аккредитации и выдачи лицензий государственными органами – эту процедуру фирмы-однодневки пройти не смогут, так как предъявляемые требования достаточно жестки (например, для того, чтобы организация была признана Органом по сертификации лифтов, она должна обладать существенными материально-техническими ресурсами, сертифицированными экспертами и иметь в своем составе испытательную лабораторию).
Таким образом, складывается достаточно логичная цепочка сотрудничества: промышленные предприятия могут обращаться к экспертным организациям с просьбой оценить состояние опасных объектов, а выводы такого анализа могут помочь страховщикам установить сумму тарифа для данного предприятия. Кстати, сегодня страховые компании уже обращаются к экспертам. Но пока это только нерегулярные консультации, а более серьезная работа, вероятно, начнется в 2012 году, когда вступит в силу законодательство об обязательном страховании.
Остается только пожелать, чтобы финансовая нагрузка, которая распределится среди всех участников этой цепочки, стала не слишком обременительной. Например, только аттестация одного эксперта в области промышленной безопасности стоит около ста тысяч рублей, а действует на протяжении всего трех лет. Соответственно, для того, чтобы компенсировать свои расходы, экспертные организации вынуждены повышать цены на свои услуги для предприятий. А те, в свою очередь, чтобы компенсировать и расходы на экспертизу, и выплаты страховым компаниям, повышают цены на продукцию. Думаю, что все коллеги согласятся со мной: здесь необходимо соблюдать разумный баланс интересов, чтобы не раскручивать инфляционную спираль.