Острые вопросы в области ЭПБ
Согласно Федеральному закону № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) опасных производственных объектов является лицензируемым видом деятельности. Лицензия – основной разрешительный документ, обязательный для любой экспертной организации, производящей работы по ЭПБ.
Последние пять лет было осуществлено несколько попыток пролоббировать законопроект № 309577-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты РФ» по вопросам отмены лицензирования, введения обязательности института саморегулирования в области ЭПБ. Первая из них провалилась в 2010 году, вторая – в 2013-м.
Действительное положение дел наиболее четко и внятно отражает отзыв Правительства РФ об указанном законопроекте, где, в частности, дается следующая оценка его своевременности и необходимости: «В тексте законопроекта имеются внутренние противоречия, а также используется большое количество понятий, не имеющих нормативного определения. Кроме того, с 1 января 2014 года вступил в силу ряд статей Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части проведения ЭПБ и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях», направленных на решение проблем, изложенных в пояснительной записке к законопроекту. До формирования правоприменительной практики по данным новациям решение вопроса об изменении формы регулирования в области ЭПБ представляется преждевременным».
С данной оценкой лично я абсолютно согласен, также следует добавить про результаты скорее негативной практики введения института СРО в других областях: строительстве, проектировании, изысканиях. Достаточно заглянуть в объявления, размещенные в сети на наиболее популярных сайтах, содержащих рекламу продажи готовых фирм. Стоимость многих из них составляет 200–300 тысяч рублей с уже оформленным допуском соответствующего СРО, проплаченными взносами на год вперед и даже действующим директором. В ЭПБ подобная практика может привести к промышленному коллапсу, что нельзя допустить ни в коем случае.
Коснусь еще одной проблемы в работе экспертных организаций, связанной с разрешительными документами по виду деятельности. Описанная выше ситуация с попытками внедрения института СРО в деятельность по ЭПБ оказала-таки влияние на работу экспертных организаций – при составлении конкурсной документации на проведение тендеров (торгов, аукционов) все чаще встречается требование о наличии у соискателя допуска СРО. Само по себе данное требование противоречит действующему законодательству, поскольку этот вид деятельности остается лицензируемым, однако многочисленные работники тендерных отделов некоторых компаний продолжают включать его в конкурсную документацию.
Рассматриваю это как просчет нашей отечественной системы образования, выпускающей в последние 20 лет некачественный продукт – безграмотные кадры. Действительно, в наше время днем с огнем не найти блистательного инженера, а зачастую и мало-мальски грамотного юриста.
В заключение хочу выразить надежду на возрождение нашей системы образования, наведение порядка в промышленности и во всем прочем, что наша страна утратила в годы безвластия и развала и что сейчас медленно восстанавливается с возрождением российской государственности.
Олег РЕШЕТНИКОВ,
директор ООО «Риск Альянс», эксперт