• tn091022 200
    № 9-10 (188-189) Сентябрь-Октябрь 2022
  • tn7822 200
    № 7-8 (185) Июль-Август 2022
  • tn050622 200
    № 5-6 (184), Май-Июнь 2022
  • tn0422 200
    № 4 (183) Апрель 2022
  • gn0122 200
    № 1 (45), 2022 г.
  • tn0322 200
    № 3 (182) Март 2022
  • tn010222 200
    № 1-2 (181) Январь-Февраль 2022
  • reg0122 200
    № 1 (81) Январь-Февраль 2022
  • reg0421 200
    № 6 (80) Ноябрь-Декабрь 2021
  • gn0421 200
    № 4 (44) 2021 г.
  • tn1221 200
    № 12 (180) Декабрь 2021
  • tn1121 200
    № 11 (179) Ноябрь 2021
  • reg0521 200
    № 5 (79) Сентябрь-Октбярь 2021
  • gn0321 200
    № 3 (43), 2021 г.
  • reg0421 200
    № 4 (78) Июль-Август 2021
  • reg0321 200
    № 3 (77) Май-Июнь 2021

Объекты интеллектуальной собственности: защита слабая

news131217-2Владимир АРАНОВСКИЙ,
генеральный директор ООО «РусБалт»,
член Совета по таможенной политике ТПП России
 
В современной мировой экономике наиболее ценится наукоемкая продукция. Одно из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ и ФТС РФ – защита прав на интеллектуальную собственность, а также вовлечение в законный хозяйственный оборот товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС).
   
В соответствии с законодательством ОИС в сфере производства – это открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, полезные модели, компьютерные программы, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

Через таможенную границу ЕАЭС перемещается все больше товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которая составляет значительную часть стоимости товаров. По некоторым оценкам, 80% мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность. Если принять во внимание, что импорт в Россию только из дальнего зарубежья в период с января по август текущего года, по данным Федеральной таможенной службы России (ФТС), увеличился на 26,5% и составил 126,986 млрд. долларов, то объем импортируемых в Россию за этот период товаров, содержащих ОИС, составил более 100 млрд. долларов.

Одной из наиболее актуальных проблем в мире и в России является производство и распространение контрафактной продукции. Объем данной продукции на российском рынке значительно сократился – с 70 до 80% (в 1990-х гг.), но его доля все еще составляет 30% и больше для основных сегментов рынка. Контрафактная продукция ежегодно наносит ущерб экономике России и ее бюджету более чем в 50 млрд. долларов.

Международная торговля товарами, содержащими ОИС, регулируется в первую очередь нормами международного права. Конвенцией от 14 июня 1967 года учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности  (ВОИС), которая с 1974 года является специализированным органом ООН. Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3104-VII от 19 сентября 1968 года.

Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) в августе 2012 года обусловило внедрение серьезных изменений в законодательство в целях увеличения роста объемов торговли и создания благоприятного инвестиционного климата для бизнеса. Россия приняла обязательства по соблюдению требований и положений Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), целью которого является уменьшение бюрократических препятствий бизнесу для упрощения международного торгового процесса и расширения сферы международной торговли. А также –  содействие в создании эффективной системы охраны прав интеллектуальной собственности и исключение ситуаций, когда меры и процедуры, связанные с такой охраной, становятся барьерами для законной торговли. Протокол об изменении Соглашения ТРИПС принят ФЗ № 184 от 26 июля 2017 года.
 
В России отношения, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, регулируются частью IV Гражданского кодекса РФ. Основными законодательными актами, регулирующими вопросы интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, являются: Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС), Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе), Решение Комиссии ТК от 18 июня 2010 года
№ 290 « О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств – членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». Кроме того – ФЗ № 311 от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в РФ», новый проект которого находится сейчас в активной стадии обсуждения.
 
Однако, несмотря на существенные изменения в законодательной базе и административно-правовом регулировании, краеугольным камнем развития отношений в сфере внешней торговли становятся споры между правообладателями и предпринимателями касательно незаконного использования ОИС или сходных с ними до степени смешения обозначений на перемещаемых через таможенную границу товарах.
 
В соответствии со ст.1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст.1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, в отношении которых он зарегистрирован, в частности, путем размещения на товарах. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
 
Одной из важнейших задач таможенных органов РФ в соответствии с ТК ЕАЭС и другими законодательными актами является обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
 
Включение в таможенную стоимость платежей за использование объектов  интеллектуальной собственности всегда являлось предметом споров и судебных разбирательств между таможенными органами и участниками ВЭД. В соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений.
 
Это лицензионные и иные подобные платежи за использование ОИС (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия их продажи, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. Уплата платежей за использование ОИС в отношении импортируемых товаров в большинстве случаев регулируется лицензионным договором либо договором о коммерческой концессии. Данные договоры могут включать в себя различные условия и порядок расчета, соответственно, решение таможенного органа о необходимости включения таких платежей в таможенную стоимость только потому, что они перечисляются, зачастую бывает необоснованным и не соответствует законодательству и условиям конкретной сделки.

Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно.

Вопрос о включении в таможенную стоимость платежей за использование ОИС требует основательной проработки. Такой платеж условно можно разделить на две категории: роялти (отчисления от прибыли и дохода) и паушальный (фиксированный) платеж. В зависимости от экономической природы данных терминов производится расчет лицензионных платежей, включаемых в таможенную стоимость товара.
 
В случае несоблюдения установленных ТК ЕАЭС правил определения таможенной стоимости, если лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности не включены в таможенную стоимость, ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
 
Использование технологий интеллектуальной собственности без надлежащих прав получило значительное распространение как среди развивающихся, так и среди развитых стран.
 
Согласно главе 52 ТК ЕАЭС, таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту ОИС. В силу особой специфики Кодекс относит товары, содержащие ОИС, к особой категории.
 
Основным механизмом реализации данной задачи является ведение ФТС России Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).
 
Таможенное законодательство ЕАЭС выделяет два вида реестров ОИС –  единый для ЕАЭС, который ведется Комиссией Союза, и ТРОИС, который ведется таможенными органами государства – члена Союза. 21 мая 2010 года правительствами государств – членов ТС подписано Соглашение «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности». Таможенный реестр в РФ ведется в соответствии с ТК ЕАЭС и Законом, а также Административным регламентом ФТС России по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра ОИС, утвержденным приказом Службы № 1488 от 13 августа 2009 года.

Основной задачей включения товаров в ТРОИС является предупреждение противоправных действий при пересечении товаров через границу Союза с последующим информированием правообладателя (представителя) о данном факте. Действия таможенных органов осуществляются в форме приостановки выпуска товара. Данный вопрос регулируется ТК ЕАЭС, Законом «О таможенном регулировании в РФ». На начало 2017 года в ТРОИС РФ зарегистрировано 3 435 товарных знаков, что охватывает далеко не полный перечень зарегистрированных в России товарных знаков.

Включая свой товарный знак в ТРОИС, правообладатель получает защиту своих интересов и может требовать приостановления выпуска продукции, обладающей признаками контрафактных товаров, а в дальнейшем отказа в выпуске данных товаров, конфискации с последующим уничтожением (статьи 124, 125, 133 и глава 34 ТК ЕАЭС). Однако следует отметить, что такие процедуры, как отказ в выпуске контрафактных товаров с их конфискацией и уничтожением, к сожалению, применяются таможенными органами очень редко.
 
Согласно ст. 1515  ГК РФ, товары, этикетки, упаковки, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, признаются контрафактными. Правообладатель, права которого затронуты, вправе требовать изъятия их из оборота и уничтожения за счет нарушителя. В соответствии со статьями 124, 384 ТК ЕАЭС таможенные органы осуществляют защиту не только ОИС, включенных в ТРОИС, но и любого другого при наличии информации о правообладателе (его представителе на территории РФ), необходимой для уведомления о приостановлении выпуска товара. Таможенные органы располагают доступом к базе Федеральной службы по интеллектуальной собственности России (Роспатент). Роспатент формирует и ведет Государственный реестр товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
 
В соответствии со ст.124 ТК ЕАЭС выпуск товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. Данный срок может быть продлен в случае, если правообладатель или лицо, представляющее его интересы или интересы нескольких правообладателей, в течение этого срока обратились в уполномоченные органы за защитой прав, а также и в иных случаях в соответствии с законодательством государств-членов.
 
В случае приостановления выпуска товаров затрагиваются права и интересы как правообладателя, так и декларанта. Защита прав декларанта, которому в случае, если не будет установлено нарушение прав правообладателя, причиняется имущественный вред (ущерб), предусмотрена положениями  п. 8 ст. 124 ТК ЕАЭС. Ответственность за такой ущерб несет правообладатель в соответствии с гражданским законодательством. Пунктом 3 ст. 307 Закона установлено, что условием включения в ТРОИС является обеспечение исполнения обязательств способами, предусмотренными гражданским законодательством (например, залог, поручительство, банковская гарантия либо страхование ответственности на сумму не менее 300 000 рублей (в проекте нового Закона – 500 000 рублей).
 
Меры, принимаемые таможенными органами РФ, в целом соответствуют нормам и правилам ВТО, в рамках которого заключено Соглашение ТРИПС (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 года). Статьи 51 – 60 указанного Соглашения предусматривают возможность приостановления выпуска товаров таможенными органами, в том числе внесение правообладателем залога или равноценной гарантии в целях недопущения возможности злоупотребления правами. Однако положения ст. 53 ТРИПС – «если согласно заявлению, поданному в соответствии с настоящим разделом, выпуск в свободное обращение товаров, включающих промышленные образцы, патенты, топологии интегральных микросхем или закрытую информацию, приостановлен таможенными органами на основании решения, принятого каким-либо органом помимо судебного или другого независимого органа, и если период, предусмотренный в ст. 55, истек без предоставления условного освобождения надлежащим образом уполномоченным на то органом, и случае, если выполнены все другие условия для импорта, владелец, импортер или получатель таких товаров должны иметь право на их выпуск при внесении залога, сумма которого является достаточной для защиты правообладателя от любых нарушений» – не нашло отражения ни в ТК ЕАЭС, ни в российском законодательстве. Это ставит стороны конфликта в неравное положение и приводит в массовом порядке к выпуску в свободное обращение контрафакта.
 
Таможенные органы РФ в рамках защиты прав интеллектуальной собственности осуществляют как контрольные, так и проверочные мероприятия. Контрафактная продукция попадает в поле зрения таможни в следующих случаях:
- при ввозе товара на таможенную территорию РФ и его вывозе;
- при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем (в течение 3 лет со дня выпуска товаров, согласно ст. 14 и разделу VI ТК ЕАЭС), реализуемыми на территории РФ, с учетом установления фактов их перемещения (ввоза) на территорию РФ.
 
В условиях ЕАЭС особое значение приобретают выездные таможенные проверки, проводимые таможенными органами РФ в соответствии со ст. 333 ТК ЕАЭС после выпуска товаров, так как эффективность правового регулирования на границе России снижается вследствие менее строгой, чем в РФ, системы правозащиты ОИС в странах-партнерах.
 
Должностным лицам таможенных органов визуально отличить  контрафактную продукцию от оригинала крайне сложно. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций, согласно статьям 335 и 389, с учетом положений ст.122 ТК ЕАЭС, имеет право принять в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в которой указываются основания для ее проведения. Экспертиза ОИС проводится силами подразделений ЦЭКТУ ФТС России.
 
Обозначение на однородном товаре считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Согласно приказу Роспатента № 198 от 31 декабря 2009 года обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
 
По статистике таможенных органов России наибольшее количество подделок выявляется в отношении игрушек, товаров легкой промышленности, лекарственных средств, автозапчастей и др.
Количество таможенных экспертиз за 2015 год –  5 688, за  2016-ый – 4 535, из них доля ОИС – 186 (4,02%), в том числе перемещаемых незаконно – 0, т. е. такие экспертизы вообще не проводятся.
 
В качестве действий, направленных на введение товаров с незаконно размещенными товарными знаками в гражданский оборот, можно рассматривать подачу таможенной декларации с заявлением их к таможенным режимам, предполагающим использование товаров в гражданском обороте на таможенной территории. В соответствии с определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 1июля 2013 года № ВАС-8142/13 ввоз на территорию РФ товара с размещенным на нем товарным знаком без согласия правообладателя является формой использования товарного знака и, следовательно, нарушением исключительных прав правообладателя.
 
Сегодня при наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», организованная группа, если это деяние неоднократное или причинило крупный ущерб (свыше 250 000 рублей), карается штрафом до 1 млн. рублей либо лишением свободы на срок до 6 лет. Таможенный орган уполномочен по собственной инициативе открывать административное производство, но не вправе возбудить уголовное дело, видимо, обязан передавать информацию в органы внутренних дел.    
 
Как видно из таблицы, на фоне общего объема контрафакта, ввозимого в РФ, результаты весьма скромные.
news131217-2.1

Происшествия, административная практика

news191219-2

В Государственном Кремлевском Дворце прошёл торжественный вечер, посвящённый 300-летию российского горного и промышленного надзора

Декабрь 19, 2019
В малом зале Государственного Кремлёвского Дворца Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору торжественно отметила 300-летие горного и промышленного надзора, ведущего свою историю с момента подписания Петром Первым Указа о создании Берг-коллегии. 23 декабря (10 декабря по старому стилю) считается днём основания Ростехнадзора. Прежде…

Выставки  

100x100 biot2022v1     100x100 biot2022     100x100 npforum 2022     NDT22 100x100    vnot2022 100x100 1     GNU 2022new 100х100

100x100 OilGas2021 5     100х100 vvc2022     ugolmining2022 100x100

 

Партнеры